Курьезы Великой Войны

“Сильные сделали, что смогли, и слабые пострадали, как должны были”.

Фукидид

Серия устойчивых клише о Второй Мировой и Великой Отечественной войне, вроде того, что равными силами немцы всю войну били всех подряд и с треском, а против массированных советских танковых атак невозможно было устоять в принципе, дают только общий каркас представления о той войне. За стандартными схемами теряются важные нюансы. Учитывая глобальный масштаб той войны на уничтожение, разнообразие театров военных действий, есть масса интересных фактов, о которых массовый читатель практически ничего не знает.

Кавалерия в условиях войны на Восточном фронте отнюдь не стала анахронизмом и архаикой. Правда, главным предназначением лошади стало не участие в сабельных атаках, а работа в качестве транспортного средства. В условиях советских пространств, бездорожья, лесов, болот и пересеченной местности кавалерия превратилась в важный фактор на поле боя. Наиболее полно и разнопланово это продемонстрировал 2-ой кавалерийский (с 26 ноября 1941 года 1-ый гвардейский) корпус генерала Павла Белова.

Летом 41-го корпус успешно избежал окружений под Уманью и Киевом, а в конце сентября под Штеповкой разбил 25-ую моторизованную дивизию немцев. После Ржевско-вяземской операции (1942-ой год), оказавшись в окружении, кавалеристы Белова пять месяцев воевали в глубоком тылу противника, а 18-го июля прорвались к своим. В корпусе Белова не бросались с шашкой на танки, а вот танковые части гитлеровцев громили. Классический пример был на Украине. Немецкие танки вязнут из-за распутицы в черноземе, на бричках против них подвозятся противотанковые орудия и стальные монстры с крестами расстреливаются в упор. 2-ой гвардейский корпус Льва Доватора (сам генерал погиб 19 декабря 1941 года) также показал себя отлично. В ряде аспектов кавалерия по боевой эффективности превосходила мотопехоту.

В ходе Битвы за Англию (лето 1940 года) эффективность немецких авианалетов резко снижалась из-за того, что британцы знали инструкцию для летчиков люфтваффе. Пилот должен был дать радиосигнал о готовности к вылету. Поэтому англичане направляли радары на противоположную сторону Ла-Манша и Па-де-Кале, а потом считали количество радиосигналов и соотносили их с известным им расположением аэродромов в оккупированной нацистами части Европы. В итоге они всегда знали, сколько самолетов, откуда и примерно куда направляются. Поэтому встречали их адекватно, силы зенитчиков к моменту немецкого авианалета тоже находились в полной боевой готовности.

За первый год войны, специально обученными советскими собаками были уничтожены более 300 танков противника. В германских вооруженных силах служило порядка 400 тысяч служебных собак, но использовать их в качестве противотанкового средства гитлеровцы либо не додумались, либо не сумели. В СССР данную методику разработали в Приволжском военном округе почти накануне Великой Отечественной. Весной 1942 года, в танковых войсках вермахта появилась специальная инструкция по борьбе с противотанковыми собаками, но сколько-нибудь заметного эффекта она не дала.

Во время Великой Отечественной войны центральная школа военного собаководства подготовила 2 отдельных полка, 166 отдельных батальонов, отрядов и рот, в которых было 68 тысяч собак разных служб: ездовые, связные, санитарные, истребители танков, миноискатели, разведчики, сторожевые, диверсионные… Около 15 тысяч упряжек ездовых собак зимой на нартах, а летом на специальных тележках вывезли с поля боя почти 700 тысяч тяжелораненых и контуженных бойцов с их оружием. Шесть тысяч собак-миноискателей обнаружили больше 4 миллионов мин, фугасов, других взрывчатых устройств, которые потом обезвредили вожатые-саперы.

В начале октября 1941 года, Ставка Верховного Главнокомандования узнала о разгроме на Московском направлении трех своих фронтов из сообщений Берлинского радио. Речь идет об окружении под Вязьмой.

Дело происходило в Арктике. Немецкая подводная лодка обнаружила транспорт союзников, который вез в Мурманск различное военное имущество по ленд-лизу. Палуба корабля была заставлена танками. Субмарина всплыла в надводное положение и почти в упор пустила в судно торпеду. Огромная взрывная волна подняла в воздух стоящие на палубе танки. Два танка упали на корпус подводной лодки. От полученных повреждений субмарина затонула.

Самая первая бомба, сброшенная союзниками на Берлин во время Второй Мировой войны, убила только слона в берлинском зоопарке.

Партизанская история. Весной 1942 года, один партизанский отряд собрал на оккупированной фашистами территории Беларуси 3000 призывников (тех, кому уже в ходе войны исполнилось 18 лет) и вывел их через линию фронта на сторону красной армии. В обратный путь, один из бойцов этого партизанского отряда вел группу подрывников и диверсантов, собранную из обстрелянных военнослужащих регулярной армии.

Идут они своей дорогой, тут рядом бой. Подбегает мужик с винтовкой и объясняет проблему. Их партизаны обстреляли немецкий грузовой автомобиль, но неудачно. Из “Опеля” высыпали егеря и прижали партизан к реке. Если “проходящие мимо” не помогут – всем хана. Командир отряда стал мяться, поскольку у их отряда свое задание. Однако комиссар настоял, чтобы коллегам помогли. В итоге, новые партизаны развернулись в цепь, зашли немцам с тыла и всех перестреляли. Добычу поделили и разошлись каждый своим маршрутом. В общем, гитлеровцам в Беларуси реально приходилось туго.

Во время Второй Мировой войны в желудке акулы, успевшей похозяйничать на затонувшем японском эсминце, американцы нашли секретный шифр.

Адольф Гитлер к концу войны окончательно повернулся на идее чудо оружия – “вундерваффе” (на сленге солдат вермахта “вува”). На этой почве колоссальные средства вкладывались в ракеты Фау-2. По жидкостным ракетным двигателям немцы на тот период обошли всех. Однако в итоге Фау-2 больше подорвала Германию, чем помогла ей. Ракета оказалась слишком ресурсозатратной при небольшом собственно военном эффекте. Зато Вернер фон Браун, разработчик Фау-2, потом внес огромный вклад в высадку американцев на Луне. Вообще американцам в качестве трофеев досталась большая часть немецких ракетных технологий.

Когда гитлеровцы захватили Прибалтику, то согласно новому порядку эстонцы стали считаться наиболее расово близкими к немцам, латыши уже подальше, а литовцы еще дальше. Такая сертификация сказалась и на количестве “полицейских” батальонов с охранными и карательными функциями, которые были сформированы на территории этих стран. В Эстонии – 45 батальонов, в Латвии – 41, в Литве – 21.

Если продолжить тему “классификаций”, то когда советские войска уже ворвались на улицы Берлина – Гитлер в своем бункере признал (из последних надиктованных им записей), что напутал с сортировкой русских. Они оказались не такими уж “расово неполноценными”, как он полагал ранее.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена