Инвестиции в инновации пропадают не зря

Айдын Кульсеитов: “За 1,5 года если идея не выстреливает – она не выстреливает никогда”

“Каждый слышит только то, что он понимает”.

Гете

Венчурное финансирование – это долгосрочные (5-7 лет) высокорисковые инвестиции. Частному казахстанскому бизнесу такое не интересно, поэтому формированием венчурной среды занимается государство. Национальный инновационный фонд (НИФ) в “семье” институтов развития как раз и специализируется на венчурных проектах.

В феврале, Айдын Кульсеитов, председатель правления НИФ, уже посещал заседание КИПРа (Клуб института политических решений). В этот раз он пришел на совместную пресс-конференцию с чем-то вроде отчета о проделанной работе и планах на будущее. За тот год, что НИФ находится в доверительном управлении Министерства индустрии и торговли, ведомство стало называться Министерство индустрии и новых технологий (МИНТ).

“Фонд действительно меняется, готов работать с гражданским сектором, экспертным сообществом”, – обратил внимание Ерлан Смайлов, модератор КИПРа. “Очень много критики, много высказываются эксперты и “эксперты”. Главное, КИПР стал площадкой, где можно сделать что-то конструктивное”, – отметил г-н Кульсеитов.

Если не считать АО “Казсат”, которое списало балансовую стоимость утерянного спутника (7,362 млрд тенге), то Национальный инновационный фонд имел в 2008 году убыток в 1,4 млрд. тенге. Это не из-за того, что акции были куплены по одной цене, а проданы по другой. Просто в связи с общемировым падением рынка технологических компаний на 61% понизились и активы НИФа. Данный показатель аудиторы называют “оценка справедливой стоимости активов”. В 2009 году у фонда уже получился доход в 800 млн. тенге.

НИФ располагает акциями трех высокотехнологичных компаний в Израиле и одной в Германии. С израильскими фирмами, похоже, дела плохи. Если перемен к лучшему не произойдет, то фонд будет признавать убытки. Мировая статистика свидетельствует, что 70-80% венчурных проектов не приносят отдачу, зато прибыль от оставшихся 20-30% окупает все убытки.

В планах НИФа автоматизация процесса отбора и мониторинга инновационных проектов. Методики и алгоритмы оценки того или иного проекта на инновационность существуют, теперь задача ученых из Восточного Казахстана перевести все это на язык программы. С помощью 50-60 критериев подающий заявку в онлайн режиме сможет сам оценить ее шансы.

Процедурная часть вопроса также будет регламентирована и повышена степень ее прозрачности. Если срок нахождения в определенном отделе 10 дней, а проект находится там 12, то можно звонить и выяснять причины задержки.

Будут пересмотрены критерии оценки работы технопарков. “За 1,5 года если идея не выстреливает – она не выстреливает никогда”, – считает Айдын Кульсеитов. Поэтому не оправдавшие надежд разработчики проектов станут освобождать занимаемые места в технопарках для других “венчурников”.

За время своей деятельности Национальный инновационный фонд профинансировал 48 опытно-конструкторских разработок (ОКР). Однако в планах фондах сворачивать данное направление своей деятельности. НИФ – это финансирование инновационных проектов, но в случае с ОКР нужны еще “офисы коммерциализации”. После того, как идея реализована, такой офис продает ее заинтересованному предприятию. Пока в Казахстане данное звено в инновационной цепочке отсутствует.

На мероприятии присутствовал Вячеслав Павлов, коммерческий директор ТОО “Бизнес-Телеком”. Компания занимается в Астане прокладкой оптоволоконных линий, дающих клиенту телевидение, телефонию и интернет в одном пакете. НИФ в 2008 году предоставил этой фирме 49% уставного капитала. В общем, живой представитель успешно реализованного проекта был представлен публике.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена