Лебединая песня антиглобализма на фоне стамбульских пейзажей или Другой мир под большим вопросом, но все еще где-то возможен

Прошедший в Стамбуле Европейский социальный форум, одно из основных событий в жизни антиглобалистов, заставляет задуматься о кризисе жанра.

Первое впечатление от Европейского социального форума этого года – как же мало людей.

Стамбул стал шестым городом, принявшим делегатов Европейского социального форума – младшего брата Всемирного социального форума, площадки номер один для всех причисляющих себя к антиглобалистам.

Как было раньше

Движение социальных форумов, равно как и выступления противников глобальной экономики, стали самыми массовыми публичными действиями, начиная с 1999 года (если вести отчет от демонстрации против ВТО в американском Сиэтле) и самыми массовыми мероприятиями (за исключением, может быть, проведения олимпиад и мировых чемпионатов по футболу) – здесь уже отчет ведется от первого всемирного социального форума, имевшего место в бразильском городе Порто-Аллегре в 2001 году.

Универсальность требований движения социальных форумов (принимаются все мнения, кроме фашистских и неолиберальных), влили в этот поток тысячи организаций со всего мира, согласившихся с основными принципами антиглобалистов и поверивших, хотя бы номинально, в общую идею: “Другой мир возможен”. С тех пор, социальные форумы вобрали в себя пеструю компанию из коммунистов, анархистов, троцкистов, правозащитников, экологов, профсоюзов, а также практически всех существующих поныне национал-освободительных движений, придерживающихся левых позиций — басков, курдов, ирландцев, а также новых революционеров – мексиканских сапаратистов, колумбийских партизан из ФАРК, фронта Полисарио из Западной Сахары.

Традиционно, все вместе участники форумов собираются дважды – на открытии, под которое выделялись стадионы либо главные площади, и на заключительную демонстрацию, которая могла проходить в течение дня через всю столицу того или иного принимающего государства. Во всем остальном – полная свобода. Дискуссии, семинары, заседания, рок-концерты, социальные выставки и перфомансы проходят одновременно в десятках мест. Пленарные заседания, на которых вырабатываются общие положения, требования и планы по координации работы, переходят в бурные дискуссии — так, наверное, проходили первые съезды большевиков.

Иногда наиболее радикальных почитателей свободы (в основном из числа анархистов) считали регламентированную работу форумов за посягательство на свою независимость и проводили параллельно свои “либертарные соцфорумы”, проходившие в более раскованной атмосфере, и порой заканчивающиеся столкновениями с полицией, когда революционной практике отводилось главенствующее место, причем, здесь и сейчас.

Тогда еще казалось — все решено, остались детали. Спор, к примеру, мог возникнуть из-за того, сколько процентов должны отстегивать развитые страны от своего ВВП в пользу бедных соседей по планете. То, что богатые вот-вот начнут делиться с бедными – сомнений не вызывало. Для убедительности те же теоретики становились участниками еще более масштабных акций протеста, по традиции, уже сопровождающие съезды “восьмерок” и “десяток”, конференции ВТО и Всемирного банка, из-за чего все подобные встречи проходят в отдалении под охраной десятков тысяч полицейских и военных. Хотя бы в этом антиглобалисты показали себя силой.

И как прошло сейчас

Уже прошлый ЕСФ в шведском городе Мальме, собравший 6000 делегатов, вызвал разочарование, особенно тех, кто застал начало движения. Когда была уверенность в то, что другой мир на самом деле возможен, и массовое влияние снизу способно изменить всю мировую политику (для сравнения — Париж и Флоренция размещали у себя несколько сотен тысяч приезжих антиглобалистов, чей круговорот постоянно разбавляли сами парижане и флорентийцы).

На открытиях мировых социальных форумов делегатов, никак не относящихся к элите общества в общепринятом понятии, приветствовали президенты Бразилии и Венесуэлы. Под свой патронаж, проведение европейских социальных форумов в свое время брали мэры Парижа и Лондона, и пусть это, возможно, игра на публику, но хотя бы визуальное присутствие политиков такого уровня в числе противников глобализма вселяло дополнительные надежды.

Стамбул все эти надежды разбил окончательно.

Неудачу в Мальме еще можно было бы списать на отдаленность северной Европы, высокие цены и визовые проблемы для делегатов из СНГ, Турции и Европы восточной. Но Стамбул оптимален по всем параметрам: удобное расположение, низкие по европейским меркам цены и отсутствие проблем при пересечении границы. Тем не менее, все это не помогло, и более того, даже сами турки — народ более чем политизированный, фактически проигнорировали мероприятие.

Не берусь судить о причинах стамбульского провала (цифра в две тысячи делегатов вместе с турками говорит сама за себя). Точнее, об этом уже вышло десяток разноязычных публикаций, написанных участниками последнего Форума. Версий хватает. Среди них — плохая работа организаторов, параллельно проходивший в Канаде саммит большой “двадцатки”, который традиционно попал под внимание антиглобалистов, собственные сиюминутные проблемы в южной Европе, чьи представители всегда отличались повышенной активностью. Но главное то, что, как мне кажется, все понимали, но боялись признать – отсутствие свежих идей и тупиковость самой идеи антиглобализма: за 11 лет существования этого движения, антиглобалисты не достигли ни одной поставленной задачи, как и не смогли до конца сорвать ни одного саммита.

Об этом свидетельствовали семинары и сессии в ходе Форума. Большая часть которых, по общему мнению делегатов из СНГ, напоминали партсобрания времен “застоя”, либо съезды современной “Единой России” (или, если хотите, “Нур-Отана”).

Были, конечно, и исключения – как сессия российских антифашистов, шокировавших политкорректных европейцев своей ответной реакцией на войну, развязанную русскими скинхедами, нередко поддерживаемые властями и правоохранительными органами, против “некоренных” и нетерпимых к фашизму единоплеменников. Но на войне как на войне, и сейчас российская “антифа” отвечает фашистам их же оружием – тотальным насилием.

Вокруг Форума

Само решение проводить Европейский социальный форум в Турции – довольно неоднозначное. Географически к Европе Турция относится, примерно как и Казахстан. Но амбиций у турецкого правительства по вступлению в Европейский союз гораздо больше. С другой стороны, нерешенных проблем у Турции столько, что в ближайшее десятилетие ей вряд ли что светит. Помимо безработицы среди высокого по численности населения и низкого уровня жизни у большей части турецких граждан, если все же считать Турцию частью Европы, то она заслужила статуса государства с самым репрессивным аппаратом на европейской территории. И лишь стратегическое партнерство Турции с НАТО не позволяют странам Запада и США называть вещи своими именами.

Достаточно напомнить о существовании в Турции собственной “Чечни” — Курдистана, и о том, что по числу заключенных журналистов и писателей Турция почти всегда была впереди планеты всей. Счет по количеству политзаключенных самых разных взглядов также идет на тысячи…

Однако при таких репрессивных формах правления, турки еще яростней взялись отстаивать свои права, зачастую при помощи мер далеких от идеалов гуманизма. То есть ситуация знакомая и по Греции, и по Испании, и по Португалии – при ужесточении мер власти получили огромный процент политически активных граждан, готовых всеми доступными способами отстаивать свои сохранившиеся свободы и добиваться новых.

Три года назад, будучи в Стамбуле транзитом, я оказался свидетелем манифестации против убийства редактора армянского издания Agos Гранта Динка. Тогда выразить свое “нет” вышло почти миллион жителей двенадцатимиллионного Стамбула, совершенно разных национальностей.

Сейчас демонстрации, манифестации, пикеты — практически ежедневные реалии этого города. Полиция понемногу учится не реагировать на происходящее, если нет ярко выраженных тенденций к перерастанию к беспорядкам, на что турки большие мастера. И если темы выступлений не касаются чувствительных проблем.

На второй день Форума, на концертной площадке в одном из парков прошли выступления курдских музыкальных групп – явление невозможное в обычной ситуации, как пояснили знакомые турки. Государство достаточно жестко подавляет все выступления, касающиеся курдских или армянских проблем, в то же время на какие-то менее громкие требования, попросту не обращает внимания. А недавние (и вполне искренние) протесты в связи с нападением израильских коммандос на турецкое судно с международным экипажем, перевозящим гуманитарный груз для Сектора Газа, полностью совпали с “политикой партии” и получил всеобщую поддержку со стороны властей.

На третий день, было вывешено объявление о намерении провести пикет тюрьмы, где содержатся нелегальные мигранты. Объявление касалось только участников Форума, поэтому власти остались не при делах. Манифестация (около сотни человек) с транспарантами и перекрытием улиц не вызвала абсолютно никакого ажиотажа: изредка проезжающие экипажи полиции даже не предпринимали попыток узнать в чем дело.

Какой-то драйв возник уже возле самого здания тюрьмы. На встречу с пикетчиками вышли трое полицейских и кто-то из руководства. Судя по рукопожатиям и шуткам, отпускаемым с обеих сторон, никаких разногласий не должно было возникнуть. В течение часа пикетчики скандировали лозунги, требуя освободить задержанных мигрантов, те в свою очередь выражали свое согласие свистками и криками “Аллах Акбар!”. Но спустя час, действо зашло в тупик – заключенных отпускать явно не собирались, у организаторов пикета помимо плакатов не оказалось никаких конкретных заявлений или писем. Даже самим заключенным, казалось, поднадоело выражать поддержку самим себе. Помогла подъехавшая патрульная машина, откуда вылезло пять-шесть спецназовцев. Без агрессии, но твердо они посоветовали заканчивать акцию. Вступать в бой с полицией на улице, блокированной с двух сторон, не имело смысла, и пикетчики разошлись с чувством выполненного долга.

Сам видишь, на форум приехали европейцы, власти, чтобы не допустить скандала дали указ вести себя предельно корректно, — объяснил мне нынешнюю мягкотелость турецких силовиков мой знакомый — Метин. — В этом году впервые власти разрешили провести 1 мая на площади Таксим (тусовочный центр Стамбула – А.Г.), — продолжал он. – А до этого, каждый год столкновения с полицией и аресты.

Как я уже писал, в других европейских столицах финальные демонстрации занимали почти весь день и их протяженность насчитывала десятки километров. В Стамбуле все заняло не более часа и пару-тройку километров. В Париже в 2003, где мне довелось принять участие, весь этот “крестный ход” сопровождался столкновениями между противниками разных политических платформ, полиции приходилось применять водометы и слезоточивый газ, по ходу движения наглухо запечатывались все кафе и магазины, зная, чем подобные затеи могут закончиться. Но в Стамбуле все прошло максимально празднично. Немногочисленная полиция контролировала колонну исключительно местами – главным образом там, где шли курды и анархисты. Народ с балконов и со столиков кафе, расположенных по ходу движения колонны, приветствовал участников форума. Автомобилисты гудели в клаксоны.

В таком же духе всеобщего ликования все завершилось на площади Таксим, где уже была подготовлена площадка – одна из многих, поскольку в этот год Стамбулу выпала честь считаться культурной столицей Европы…

Отступление от темы

Если стать столицей антиглобалистов у Стамбула не вышло, то культурной – наоборот. С этих позиций зрения город вплотную подошел к вожделенной Европе. Если считать, что искусство и культура – отражение общества, то здесь не все логично. У нас понятно: каков строй, такова и культура. Привезти звезду мировой величины, чтобы отыграть на закрытой вечеринке кого-либо из президентского окружения. После чего, та же звезда может осчастливить и рядовых граждан, но уже за огромные деньги, так что зрителей со скромным достатком там не увидишь – это у нас. Притащить звезд третьей категории, поющих под “фанеру” или давно забытых “там” и демонстрировать и тех, и других за немалые деньги – тоже к нам. То, что те, кто чувствует в себе потенциал – голосует ногами, — вполне обычная картина для Казахстана.

Стамбул в этом сезоне встречает десятки звезд первой величины, причем самых разных направлений. Про закрытые вечеринки судить не берусь, но на концерты для стамбульцев можно попасть за те же деньги, что мы платим здесь за второразрядную российскую попсу и клонов звезд зарубежной эстрады. Одна проблема – билеты лучше покупать заранее, Стамбул – город огромный и желающих всегда предостаточно. Для тех, кому не хватило билетов или нет денег – каждый вечер в тусовочных местах и на площадях раскидываются сцены, где можно выбирать, что слушать – поп, рок или джаз, но все одинаково высокого уровня. И подобный подход можно наблюдать везде, будь то художественные выставки, театр или классика.

Осознано или нет, но турецкие власти формируют новое поколение людей: чем человек образованней, тем труднее ему мириться со существующей несправедливостью. Похоже, наши власти прекрасно усвоили эту истину, поэтому ничего подобного нам пока не грозит…

Мы можем восхищаться безопасностью и чистотой европейских городов, понимая, что у самих подобного добиться в ближайшее время просто нереально. Пока Стамбул не может похвастать стерильной чистотой, но зато по части безопасности он догоняет (и возможно перегоняет) ряд европейских столиц. Можно спокойно гулять по ночам, не беспокоясь за свою жизнь и здоровье, тоже давно забытое казахстанцами ощущение. А ведь раньше Стамбул не относился к самым спокойным городам. Трудно сказать, что послужило изменениям: исламская мораль, эффективная работа полиции (там, конечно, не без урода, но помимо разгонов демонстраций стамбульские полицейские четко выполняют свою работу). Или все же повышение культурного уровня самих горожан.

Последний штрих… Бездомные собаки и кошки попадаются в Стамбуле повсеместно, точнее — это для нас они бездомные, а для стамбульцев — живущие на свободе. При кафе и магазинах стоят плошки с едой, отдыхающие вполне открыто подкармливают четвероногих в парках и на улицах. За все время пребывания ни разу не сталкивался с проявлением какой-либо агрессии со стороны животных, даже не слышно громкого лая. Зато все псы привиты, в ушах у них специальные “серьги”, говорящие, что они проверены. И нередко можно наблюдать такую картину: родители приводят ребенка в парк, и пока они сидят на скамейке, тот спокойно обнимается с первой попавшейся дворнягой выше своего роста. И никого это не беспокоит, потому что знают, что все будет нормально.

Вообще самым странным образом в Турции переплелись все, что только возможно: диктатура и культура, репрессии и гражданское самосознание, жесткие нормы ислама и свободные идеи анархизма, вековые традиции с переходом в ретроградство и научный прогресс с экивоками в сторону просвещенной Европы. На самом деле, Европа и Азия в одном флаконе.

Сейчас антиглобалистский лозунг “Другой мир возможен” вызывает все больше сомнений. С другой стороны, после Стамбула думаешь, а может и возможен, если в первую очередь человек поменяет сам себя… Так что какие-то надежды все еще сохраняются, пусть не за весь мир, а за его частицы, и одна из них, наверное, Стамбул.

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена