Парадоксальный “Парадокс”

Рок-окно

Концерт “Парадокса” всегда событие, будь оно в “Радионостальгии”, “Чукотке” или в “Камертоне”. Даже на не запланированное, как это оказалось в этот четверг, их выступление пришло достаточно много их поклонников. Я за творчеством этой группы слежу уже третий год. Исполнители постоянно выступают с концертами, репетируют, обновляют свой репертуар. Отнюдь не лентяи! Ими уже выпущено два компакт-диска: “Сидиника из бледного света” (2003), “Малютина заводь” (2006) и готовится к выпуску третий.

Команду до недавнего времени отличал тонкий воздушный стиль звучания их инструментов — в лидерах были: акустическая гитара, бонги, флейта и славный тонкий, но сильный вокал, прекрасное сопрано их лидера – Наташи Булгаковой.

С такого же рода песни “Ночной сказки” в старом стиле концерт и начался. Трио ветеранов команды — на сцене: Юрий Леонов – бонги, “золотой дождь”, перкуссии, мини-тарелочки, ксилофон; Анатолий Хорев – флейта и вокал; Наташа Булгакова – гитара, вокал. Они на сцене с 1998 года – с самого момента основания этой одной из лидирующих сегодня групп Алматы! “Ночная сказка” прозвучала действительно по-сказочному: флейта, мягкий звук ритмичных бонг, переборы акустической гитары и мягкий волшебный напев Наташи под шелестящий серебряный дождь, упрашивающий убрать всех чудовищ из сказки!

Вообще все их тексты взяты у Елен Новиковой и Текуновой – молодых алматинских поэтесс (как правило, приходящих на концерты “Парадокса”), самой Наташи Булгаковой и у Николая Гумилева. Ну, почему бы и нет? Их содержание отличается сложным наворотом философских размышлений о жизни и ее превратностях, пафосом, который трудно отнести к какому-то одному жанру лирики (например, к только любовному).

Вторая и все остальные композиции были исполнены в новом сценическом звучании группы. На сцену вышли бас-гитарист Юрий Кебалин-Ирк и барабанщик Денис Синявский. Причем последний в “Парадоксе” появился на моей памяти совсем недавно. Группа с его стучанием заметно изменила свое музыкальное лицо, сделав его и жестче, и громче. Воздушность и изящество звучания прежнего хрустального арта сменились на ритмичный звонкий рок с элементами импровизаций. Песня была исполнена в жестком ритме вступивших в дело барабанов, вокал уже прослушивался слабее и текст песен стал менее понятен. Но то, что он о зиме и как в ней выжить, уловить удалось вместе с призывным наташиным “хей!”. – Хэй!

После песни, кто-то из музыкантов предложил добавить еще громкости! Э, куда? Зачем? Мне показалось и без того многовато, если не шумновато для прежней, ласкающей слух, музыки “Парадокса”.

Третья песня была исполнена в “ритм-энд-блюз”, чем-то мне напомнившая музыку группы “Free” с протяжными красивыми композициями и плавными переходами. “Жизнь поблекла, улыбнись хоть зеркалу…”, — звучало со сцены. Я ловлю себя на мысли, что ни флейтиста Анатолия, ни бонгиста группы Юрия уже почти не слышно. Точней не слышно того изящества и техники их звучания, которые были в раннем облегченном “Парадоксе”, где они были явными лидерами. Барабаны их отодвинули в тень. Нет, ребята исправно вели свой ритм, но такой есть в любой группе. Смысл тащиться в Тулу с самоваром за пряниками?

“Крыса” выстрелила оптимистично и весело. Очень ярко зазвучала булгаковская гитара, удивил басист, все чаще берущий в рифовой манере музыкальное лидерство на себя. Молодец, мне это понравилось! А вот в текстах что-либо о крысе расслышать лично мне не удалось. Но призыв со сцены не терять друг друга до меня дошел. Вокалистка все больше поет с напряжением. Ее привычный, необычайно тонкий и ясный голос проходит тестирование на силу звучания под Kim Wilde. Да, справилась она! Но ее ли это тональность? Таких, работающих через силу, на грани своих вокальных возможностей, рок-вокалисток – пруд пруди и в “Камертоне” тоже…

“Воробушек” был исполнен в стиле “бугги”, тоже активно и заводно, чем-то даже танцевально. А вот танцевать в зале было сложно. Он был почти полностью заполнен фанами коллектива, активно его поддерживающими. Флейту слышно в проигрыше все меньше. Думаю, с появлением барабанов, ее надо отстраивать особо. Либо барабаны делать по звуку как у “Bee Gees” или “America”. Чтобы флейта осталась в лидерах проигрыша музыкальных произведений группы. Инструмент для рока не такой уж частый и совсем даже не громкий. А Хорев – отличный флейтист, находка для любого ансамбля. Один из зрителей-музыкантов как-то у меня даже поинтересовался: а не дает ли он уроки флейты? Думаю да. И полагаю, вопрос бы вызван серьезным впечатлением гитариста о технике игры Толи.

“Внутренний свет” — одна их старых, накатанных, популярных композиций “Парадокса”. Слышал ее неоднократно в прежнем воздушно-хрустальном исполнении. Чисто артовая, с красивыми, продуманными до ноты, многочисленными переходами, она мне чем-то напомнила “Jethro Tull” по звучанию и музыкально-композиционному построению. Тема внутреннего света в каждом из нас, который есть наша суть и может иногда нас спасать – философия жизненная, явно гумилевская.

Композиция на казахском языке командой создавалась под участие в музыкальных программах “Радио-Тенгри” FM. Получился хороший восточный фолк-джем флейты, бонг, барабанов, баса, опять прорывающегося в лидеры. Сочно, звучно, оригинально. Песни на казахском языке звучат в “Камертоне” все чаще. И, чувствуется, это не конъюнктура, а реальные попытки найти в багаже казахского музыкального наследия ритмы и решения музыки-симбиоза евразийского плана. Это в целом и ново, и похвально. Зал встретил и эту уникальную песню, и Наташин казахский на ура! Присоединился!

Блюзовые номера в арт-исполнении – это всегда в кайф, потому что без сложных технических форм подачи звука тут не обойтись! “Парадокс” оправдал эти ожидания, возможно, опять за счет Ирка. Сегодняшняя игра басиста – очень интересная находка коллектива в звучании и колорите ансамбля. Содержание песни оказалось близким к экологии: земля, трава, лицо, утонувшее в ней…

Автором двух оригинальных произведений группы и их же исполнителем является флейтист Анатолий Хорев. Одна из них – “Слон”, белый, прозвучавшая на восточно-балладный манер, с тематикой победных разъездов на белом животном, которые осуществлялись (по тексту, не на сцене, а в реальности!) под воздействием непонятно какого объема принятой на грудь огненной влаги… А может и самого слона тогда и не было? Очередная алко-иллюзия Востока? Голос у Анатолия – сочный низкий баритон, но не разработанный какой-то. Может придумывать и петь ему по чаще надо?

Перед блюзом о запретном плоде тоже авторства Хорева, Наташа объявила, что все сейчас происходящее станет “мужской работой” и ушла с фронта сцены на задний план, подыгрывая оттуда на акустике. А у Толи в руках оказалась гитара, красиво вместе с автором запевшая о том, что цепи надо рвать во имя запретного плода, и чтобы петь – надо уметь летать! Убедительно, сочно, с некоторым шагом в сторону от утяжелевшего арта в хард-рок.

Парадокс – это еще и группа – в группе, стиль — в стиле и парадокс – в “Парадоксе”. В последнее время их концерты уже традиционно заканчиваются сольным номером их бас-гитариста, панк-поэта, выпустившего свою книгу стихов, Юрия Кебалина, взявшего сценический псевдоним “Ирк”. Сказать, что музыка, тексты, манера его игры с резким надрывным стилем пения заметно, как шило от мыла, отличаются от всего того, что только что больше часа звучало, – ничего не сказать. Юра будто преобразился, хотя никаких там переодеваний, смены макияжа не было. Просто за минуту из прежней гармонии звучания и эстетики получилось что-то, напоминающее бочку, катящуюся по мостовой. Тексты у Ирка очень мрачные, социально злые, голос надрывный, гитара резная, угловато звучащая, но все это происходит с действительно присущим панку протестным мелодизмом. Сидящий впереди меня справа мальчик лет девяти заткнул уши… А Юра продолжал петь о том, что от его курения в кровати произошел пожар и сгорел его дом…

Мне показалось, что в этот четверг я побывал в трех музыкальных измерениях: воздушно-сказочно-ажурной “Зимней сказке” — памяти о прежнем добарабанном “Парадоксе”. На традиционно-обыденном рок-концерте, где лидировали лишь голос и ритм-секция, а все остальные инструменты группы были ими же и забиты. И в кабинете-концерте у музыканта-стоматолога, звук гитары которого запросто заменил бор-машину, а вокал – истязаемого сверлением пациента.

Н-да. Этот парадоксальный, парадоксальный, парадоксальный “Парадокс”…

Впрочем, на вкус и цвет товарища нет. Компакт-диски раскупаются, на концертах все годы – достаточно поклонников этой явно незаурядной группы. Они есть в Интернете на RealMusic.ru, KzMzRegion.kz, “В контакте”. Их компакты продаются и в “Меломане”. Посетите, зайдите и оцените!

***

© ZONAkz, 2010г. Перепечатка запрещена