Борьба с фальсифицированными лекарствами требует системности

Лариса Пак: “Вопросы лекарственных средств отнесены к национальной безопасности”

“Моровая экономика оттого, что деньги – первая фальсификация
натурального продукта, а ценные бумаги – фальсификация денег”.

NN

“Чтобы оказать качественную медицинскую помощь, нужны качественные лекарственные средства”, – подчеркнула Лариса Пак, заместитель председателя Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава РК. Проблема фальсифицированной медицинской продукции чрезвычайно остро стоит не только в Казахстане. Решение вопроса возможно лишь при условии консолидированных усилий – органы здравоохранения, пациентозащитные организации, таможня и правоохранительная система.

Фальсифицированные лекарственные средства (ФЛС) не соответствуют по составу той маркировке, которой они снабжены. Здесь нужно отличать фальсификат и брак, поскольку первый изначально и не задумывается как качественная продукция.

В ходе пресс-конференции, на тему “Проблема защиты пациентов от фальсифицированной медицинской продукции”, было получено много общих и расплывчатых ответов на конкретные вопросы. Тем не менее, определенная картина все-таки высветилась.

“Вопросы лекарственных средств отнесены к национальной безопасности”, – сообщила Лариса Пак. Тем не менее, должного эффекта меры по борьбе с фальсификатом пока не дали. Здесь ключевым фактором успеха участники пресс-конференции вывели политическую волю.

Борьба с фальсифицированными лекарственными средствами не может вестись в отрыве от контрафактной одежды, обуви, алкоголя и других товаров. Поэтому когда встает вопрос об ужесточении законодательства, ему противодействует коллективное контрафактное лобби, подпитываемое огромным оборотом всех этих нелегальных производств. Однако в случае с лекарствами, ставки совершенно иные, поскольку если от фальсифицированной одежды или сумки человек не умрет, то от некачественного препарата – запросто.

Официальных цифр по объему ФЛС на казахстанском рынке нет. Эксперты на всем пространстве СНГ дают оценку в коридоре 10-30% в зависимости от страны и категории лекарств. Фальсифицируют не только лекарства, список которых чрезвычайно большой, но и медицинское оборудование.

Наталья Тукалевская, президент Диабетической ассоциации Казахстана, обратила внимание на то, что регистрацию может получить качественный препарат, тогда как потом в страну поступает совершенно иное по своим характеристикам лекарственное средство. Практики выборочного контроля в республике как таковой нет. Учитывая, что государственные закупки строятся на принципе наименьшей цены, у поставщика всегда есть соблазн отправить некачественную продукцию. Если же будет налажен контроль поставляемых препаратов, тогда цену на тендере перестанут скидывать до подозрительно низких параметров.

Хотя лидером среди ФЛС стабильно остается “Виагра”, злоумышленники могут подделывать и дешевые медицинские препараты. “Контрафакт – это единственная сфера, где мы не являемся конкурентами – только союзники”, – отметил Юрий Орлов, директор по безопасности компании Sanofi Aventis. Он акцентировал внимание на том, что главная проблема в борьбе с контрафактом – это обнаружить его. После того, как такое произошло, начинается цепочка раскручивания до установления владельца. Затем материалы от фармацевтических фирм передаются в следственные органы. Дальше возникают проблемы на уровне законодательства, когда из-за его несовершенства, злоумышленник может отделаться лишь сравнительно небольшим штрафом. “Без закона нельзя работать”, – подчеркнул он.

Андреас Андреу работает в отделе по борьбе с ФЛС и преступностью в фармацевтической отрасли Интерпола. Он сообщил, что в операции “Пангея” приняли участие 44 страны. В результате, были закрыты 68 веб-сайтов и изъяты более 11 тыс. упаковок фальсифицированных препаратов.

“Должна быть политическая воля государства”, – об этом, как обязательном условии достижении результата, говорили все спикеры пресс-конференции.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена