Забытое направление

Казахстан в некоторых вещах давно оторвался от своего османского брата. И это Турция, понемногу забывающая заветы Ататюрка, должна двигаться по пути Казахстана, а не наоборот

Пожалуй, единственной сферой деятельности, в которой руководство Казахстана за истекшие два десятилетия объективно практически не заслуживало упреков, являлась внешняя политика. Назарбаевская многовекторность без преувеличения позволила сохранить казахстанскую государственность в самые тяжелые годы. Особенно явственно чувствуется это сейчас, когда несколько бывших советских республик вследствие весьма неудачного внешнеполитического курса предыдущих лет оказались в состоянии перманентного кризиса. Будь то Беларусь, некогда в угоду Кремлю рассорившаяся с Западом и потому ныне оказавшаяся в чрезвычайно уязвимой экономической ситуации, или Грузия, вследствие тесной дружбы с Белым домом окончательно потерявшая пятую часть своей территории.

Конечно, линия, избранная руководством Казахстана, нравится далеко не всем нашим соотечественникам. Одни пытаются нагнетать антикитайские настроения, другие яро выступают против Таможенного союза, третьи не скрывают своего недовольства американскими и европейскими компаниями, захватившими самые лакомые куски отечественной сырьевой экономики. Но всем этим, в основном, занимаются лишь политики, общественные деятели, журналисты или, на худой конец, блоггеры.

Простому люду, в принципе, все равно, в какой на данный момент международной организации председательствует Казахстан и каких заморских гостей за счет налогоплательщиков потчуют в Астане черной икрой и национальными деликатесами из конины. И происходит это не потому, что народ туп и апатичен, как склонны в тайне (или не совсем) думать многие наши “интеллектуалы”. Просто люди видят и ощущают пользу от политики “открытых дверей”. Ведь не секрет, что большинство населения предпочтет работать на иностранное начальство, нежели сносить некомпетентность и самодурство доморощенных управленцев.

Однако, несмотря на весь позитив, в международной политике Казахстана есть один очень серьезный изъян, которого почему-то не замечает даже оппозиция. Месторождения или предприятия, даже представляющие стратегическую важность для страны, впоследствии всегда можно национализировать, отсудить или выкупить по приемлемой цене, как это и происходило в других государствах, перешедших ныне в разряд развитых, а вот сознание людей поменять не так просто. И с этой точки зрения главной внешнеполитической ошибкой руководства страны стало исламское направление.

Широкое проникновение турецкого и арабского бизнеса в Казахстан, резкий рост религиозных учебных заведений в стране и обучение казахстанских студентов в мусульманских странах, не могло не окончиться приходом новой культуры со всеми присущими ей особенностями. В итоге же, дело заканчивается появлением казахов-“шахидов”, поддерживающих российских сепаратистов на Кавказе и объявляющих джихад руководству собственной страны. Конечно, на данный момент все это лишь единичные случаи, но начало уже положено. И не случайно, что исламизация страны является одной из причин миграции русскоязычного населения и главным фактором усиливающихся противоречий внутри коренного этноса.

Понятно, что власти уже осознали свои былые недочеты, и органы национальной безопасности серьезно усилили работу по борьбе с исламским экстремизмом. Но ясно и то, что лишь репрессиями борьбу с этим злом выиграть будет невозможно. Необходимо побеждать тех же проповедников салафизма в борьбе за умы, и власти вроде бы это даже понимают, однако меры предлагаются в полном соответствии с известными законами Паркинсона. Было создано новое агентство, которое, естественно, всеми силами будет стремиться к увеличению штатов и деградации. В конечном счете, все падет на плечи многострадального Духовного управления мусульман страны. А это вполне сравнимо с акциями типа “рок против наркотиков” или “казахи против мяса”, поскольку дело не только и не столько в экзотических “бородачах”, кутающих своих женщин в хиджабы. В стенах наших вполне официальных мечетей взрастает поросль молодежи, пропитанная идеями исламского “социализма” и убежденная в том, что лишь истинные мусульмане живут так, как это угодно Аллаху.

И все это происходит не потому, что таков тайный замысел функционеров ДУМК, в своем служебном рвении вполне сравнимых с нашими чиновниками. Просто людям свойственно сочувствовать “своим”. Логично для казахстанских мусульман “своим” является мир ислама. Стараясь же развить якобы собственное направление суннитского ислама ханифитского мазхаба, поднимая на щит учение суфиев, государство лишь будет ускорять исламизацию населения.

Между тем современному исламу даже в самой умеренной его форме бесспорно присущи некоторые особенности, мешающие построению светского и правового государства. Некоторые мусульманские идеологи любят громогласно заявлять о том, что ислам на сегодняшний день фактически является единственной полноценной религией в мире. И если не учитывать элемент бахвальства, в этом трудно с ними не согласиться. Но дело в том и заключается, что это обстоятельство порождает неизбежный конфликт между исламской идеологией и фактическим атеизмом остального мира. К примеру, называемый третьей мировой религией буддизм, никогда не являлся религией в привычном понимании этого слова, а ныне и вовсе является лишь этнографической “изюминкой”, хорошо продаваемой в туристической сфере, киноиндустрии или шоу-бизнесе. Христианство влачит еще более жалкое существование, теряя паству невероятными темпами. И никто ничего не может с этим поделать. Не помогает ни телевидение, ни Интернет, где активно ведут пропаганду священники всех ответвлений христианства.

А что в это время мы видим в мусульманских странах? Сотни миллионов человек свершают пятикратную молитву, соблюдают пост, воздерживаются от приема алкогольных напитков и т. п. Речь, разумеется, идет не о том, что это плохо. Морально и физически здоровый образ жизни – это очень хорошо, но это должен быть личный выбор человека. А мусульманское население фактически живет под гнетом тоталитарной идеологии, которую вслух так называть не принято в силу господства политкорректных западных норм. По сути же ислам, вплоть до мелочей регламентирующий даже бытовую сторону жизни человека, ничем не отличается от сталинизма или чучхе. И это является главной проблемой для современного мира в целом и для Казахстана в частности.

Автору этих строк не хотелось бы лить воду на мельницу исламофобов или других близких к ним по духу товарищей. Ведь дело заключается не в какой-то неполноценности основ ислама. Туманных мест, которые могут быть превратно истолкованы, в Коране не больше, чем в Библии. Просто мусульманская культура, в отличие от христианства, не испытала потрясения Реформации, когда великие протестантские вожди после долгой и упорной борьбы сумели покончить с мрачной эрой крестовых походов и костров инквизиции. И именно протестантские страны впоследствии стали местом развития атеизма и научно-технического прогресса. Так была спасена Европа. А ислам является религиозно-философской доктриной, не прошедшей модернизацию. Вполне может быть, что причина – в молодости этой религии, ведь сейчас на дворе лишь XV век Хиджры, а та же Реформация началась лишь в XVI веке от рождества Христова.

Но наши власти, похоже, об этом мало задумываются. Тем более, что наверху определенно присутствуют силы, которые желали ли бы воплотить в Казахстане, по крайней мере, “турецкий вариант” мусульманского государства. Правда, при этом забывается то обстоятельство, что Казахстан в некоторых вещах давно оторвался от своего османского брата. И это Турция, понемногу забывающая заветы Ататюрка, должна двигаться по пути Казахстана, а не наоборот.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена