Платить дипломатам пришлось…

Обзор событий за неделю

Когда “на улице” не слишком веселые, “посткризисные”, времена, душа “просит песни”. И на прошлой неделе одна из таких “песен” прозвучала в казахстанском информационном пространстве: жезказганский бизнесмен Жанузаков, похоже, скоро наладит выпуск в Казахстане летающих автомобилей. В этом промышленном изделии он видит “воплощение мечты кочевника о летающем коне Тулпаре”.

“Вывели” этого “иноходца”, конечно, не у нас, а в Штатах. Г-н Жанузаков намерен ввести “Тулпара” на казахстанский рынок, и, видимо, уверен, что это получиться. Даже не смотря на приличную цену “летающего автомобиля”. А также на то, что малая авиация для Казахстана – дело совсем новое.

Вот, кстати, на прошлой неделе появилась цифирь по количеству сограждан, погибших в автокатастрофах в Казахстане: за полгода лишились жизни на наших дорогах почти 1 тыс. сограждан. Если и статистика за вторую половину года будет примерно такой же, то получится, что смертность от ДТП у нас очень высока, и, хотя и меньше, но сопоставима с российской.

Еще одна информация о жертвах, к счастью, не из казахстанского информационного пространства, но из близкого, как ни посмотри. Во Владивостоке четверо граждан Узбекистана украли боевые снаряды со склада и взялись их распиливать. Чтобы сдать на металлолом. Естественно, снаряд взорвался, двое погибли, двое в тяжелом состоянии были госпитализированы. Сюжет точь в точь из старого, детского анекдота. Но сегодня и такие истории становятся реалиями. У нас же, в Казахстане, есть и склады со снарядами, и узбекские гастарбайтеры…

О гастарбайтерах. На минувшей неделе произошло событие, способное повлечь очень серьезные и долгосрочные последствия для казахстанского рынка труда, и через него, для всей экономики. Речь о том, что в России вступил в силу закон, которым трудовые мигранты из стран-членов Тамсоюза, то есть, из Казахстана и Беларуси уравнены в правах с россиянами. В нем много новаций, но вот самые главные: “предусматриваются значительные преференции для мигрантов и членов их семей… работодатель сможет приглашать их на работу, минуя процедуру получения разрешения и без учета ежегодных квот. Разрешение на работу также не придется получать самим мигрантам”. И еще – “срок их временного пребывания на территории страны-участницы ТС будет равен сроку действия трудового договора”.

Фактически это открывает российский рынок труда для казахстанцев. А по опыту многих моих знакомых знаю, что их сдерживали от того, чтобы ехать на работу в Россию, где зарплаты как правило выше, только те бюрократические меры, которые теперь отменены. В русле идеологии Таможенного союза эта мера совершенно логична, но на нашем рынке труда она, безусловно, обострит и без того серьезный дефицит квалифицированных (да и “полуквалифицированных”!) кадров.

Так что молодые активисты движения “Рух пен Тил”, организовавшие на прошлой неделе в Алматы акцию против вступления Казахстана в Тамсоюз, в чем-то были правы. Правда, вряд ли можно, как наши юные сограждане, однозначно связывать наблюдаемый рост цен с вступлением в Тамсоюз. Но новые сложности от этого членства для нашей экономики, однозначно, возникнут.

Еще один необычный протест имел место в Алматы на ушедшей неделе: дети выступили против лишения их возможности играть. Молодежь выступила довольно организованно, с транспарантами и лозунгами, что говорит о высокой, не по возрасту, сознательности. История, в том виде, как она подана в этой публикации действительно возмутительная. Впрочем, в то же время и обычная – в последние десять лет такое не раз и не два случалось в Алматы, и, скорее всего, и в других городах. По сути, это пример социального рейдерства. Есть такое устоявшееся определение в публицистике. К сожалению, не в юриспруденции.

Наши дипломаты таки были вынуждены выплатить мэрии британской столицы накопившиеся штрафы за неправильную парковку. История давняя, с “бородой”. Новым в ней оказалось то, что казахстанские “талейраны” оказывается, рекордсмены по таким делам в Лондоне. Обошли даже нигерийцев: “Посольство Казахстана считалось самым злостным неплательщиком по сравнению с другими дипломатическими представительствами Лондона — общая сумма штрафов составила около 60 тысяч долларов, тогда как посольство Нигерии заплатило в казну более шести тысяч”. А денежки-то, ведь, бюджетные. Чем ни тема для озабоченности нашим парламентариям?

И, наконец, анекдот прошлой недели. Хотя – грустный. Двое актюбинских экс-полицейских написали письмо с жалобой на незаконное увольнение… Стингу! Не знаю, насколько это им поможет восстановить справедливость, но такая история характеризует наши общество и государство. “Вот приедет Стинг, Стинг нас рассудит!…”.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена