С чистого ЛИСТингА — 2

“Народное IPO” может вызвать серьезное падение фондового рынка

Подготовка к так называемому “народному IPO” идет полным ходом. Установлены сроки выхода на публичные торги на внутренней бирже ведущих нацкомпаний (“голубых фишек”). Сами эмитенты на организованных ими презентациях красиво рисуют графики с ценами, прибылями, доходностями. Процесс во всю набирает обороты. Но мало кто сейчас обращает внимание на серьезные изъяны, которые, впрочем, ранее уже обсуждались. И если допустить, что этот процесс неизбежен, возникают риски. Они в свою очередь, по словам директора Центра макроэкономических исследований Олжаса Худайбергенова, без должной проработки всех технических вопросов могут создать предпосылки для появления разного рода проблем.

Проблемы могут быть разные. И они, как говорит экономист, большей частью связаны с возможной недобросовестностью эмитентов и брокеров в отношении миноритариев, в частности, и инвесторов в целом. Естественно, меры, предложенные Комитетом по финансовому надзору Нацбанка РК, устраняют большую часть рисков, связанных с недобросовестностью.

Часть этих мер направлена на более подробное раскрытие информации эмитентами своей финансовой отчетности, информации о корпоративных событиях, движении акций, компаниях, допустивших дефолт и их руководителей. Теперь эмитенты и их руководители будут иметь большую степень ответственности за возможные махинации, с целью недопущения которых эмитента обязывают конкретизировать целевое направление средств, получаемых в результате эмиссии ценных бумаг.

Предполагается и усиление борьбы и с инсайдерами. Правда, как замечает г-н Худайбергенов, тут есть скепсис. “Чем больше физических лиц на рынке, тем больше соблазн их обмануть, и тем больше инсайдеров. Иначе говоря, с одной стороны государство само создает атмосферу, в которой инсайдеры появятся автоматически, а с другой стороны оно борется с ними. Нужна ли государству, такая проблема, которая к тому же отвлечет множество специалистов?”, — задается вопросом экономист.

И, наконец, дополнительными полномочиями предполагается наделить Казахстанскую фондовую биржу, чтобы она смогла проверять достоверность публикуемой информации.

По словам главы Центра макроэкономических исследований, также хорошей мерой можно назвать введение понятия “квалифицированный инвестор”, то есть, таким образом, те физические лица, которые не смогут соответствовать его требованиям, не должны допускаться к прямой торговле ценными бумагами. Они должны работать с профессиональными управляющими компаниями.

Меры хорошие, — констатирует Олжас Худайбергенов, — однако, остаются риски, которые могут накапливать свой критический объем и впоследствии выразиться в серьезном падении фондового рынка, который, в свою очередь, потянет вниз экономику в целом. Среди таких рисков можно назвать высокую спекулятивность фондового рынка, которая влечет за собой ее неустойчивость и убытки тем, кто связан со спекулятивными активами, но не может быстро принимать решения. А это как раз физические лица и зарегулированные пенсионные фонды”.

В связи с этим экономист полагает, что данную категорию инвесторов необходимо серьезно ограничивать. По его словам, в первую очередь к торговле на фондовой бирже надо подпускать минимальное количество людей. “Здесь можно выставить такие требования: если инвестор – физическое лицо, то он не должен иметь какой-либо задолженности перед банками или финансовыми организациями. Более того, должно запрещаться использование кредитного плеча в самом режиме торговли. И, наконец, чтобы окончательно отбить у инвестора желание стать спекулянтом, можно установить требования по запрету скорой продажи. То есть человек должен надеяться не на доход от перепродажи по более высокой цене, а на дивиденды”, — говорит он.

При этом Олжас Худайбергенов предлагает уйти от прямого запрета, заменив его 100% налогом на доход, возникающий от положительной разницы при перепродаже, например, в первые двенадцать месяцев после покупки. Еще один способ – можно ограничить действия в отношении акции, цена которой превышает выплачиваемые по ней дивиденды более чем в 15 раз. Иначе говоря, превышение данного показателя свидетельствует о высокой спекулятивной составляющей в цене акции.

К сожалению, современная экономическая мысль поощряет спекуляции, жестко её пресекая лишь в случаях резкого падения фондовых бирж и экономики. Иначе говоря, пока не будут очевидны последствия такой спекулятивной игры, негативно воспринимаются любые идеи, противодействующие спекуляциям, а все изменения направлены лишь на повышение прозрачности и усиление ответственности эмитентов”, — замечает глава Центра макроэкономических исследований. При этом казахстанский экономист отмечает, что прозрачность отчетности – это идеал, который не достигнут даже в США. Махинациями в отчетности занимаются практически все: и банки, и крупные транснациональные компании, хедж-фонды и так далее.

В Соединенных Штатах не только регулярно возникают скандалы, связанные с махинациями, недостоверностью отчетности, но еще есть прецеденты, когда стоимость ее активов оцениваются не по рыночной цене, а по математическим моделям, которые высчитывают будущую прибыль компании и, исходя из этого, рассчитывают текущую стоимость активов. “Есть и другие методы, которые помогают выгодно изменять не только стоимость активов, но и вообще сам финансовый результат в виде чистой прибыли, — говорит г-н Худайбергенов. — Иначе говоря, скорее всего, мы тоже придем к этому. Но тут надо отметить, что фондовый рынок в нынешнем виде не дает никакой пользы реальной экономике”.

“Сейчас, правда, разворачивающаяся вторая волна кризиса, может сыграть положительную роль и оттолкнуть от фондовых игрищ всех здравомыслящих, но еще сомневавшихся в окончательном решении граждан”, — полагает эксперт.

Что касается участников рынка, то, по мнению главы ЦМИ, в отношении брокеров необходимо поставить ограничение поставок ценных бумаг в режиме “Т+0”. При этом никаких долговых расписок между брокером и инвестором быть не должно. То есть деньги только в обмен на акции или облигации. Данная практика, кстати, имеет место быть в США, и она еще станет поводом для больших скандалов, считает Олжас Худайбергенов.

Говоря об институциональных инвесторах, которые примут участие в предстоящем “Народном IPO”, коими в первую очередь являются накопительные пенсионные фонды, руководитель Центра макроэкономических исследований призывает обратить на них более пристальное внимание уже сейчас. “В отношении пенсионных фондов надо запретить вложения в акции, и тем более зарубежные. Их активы должны инвестироваться только в долговые инструменты с назначенной доходностью. В обратном случае высок риск увода денег из пенсионного фонда под прикрытием рыночной конъюнктуры, — полагает экономист. — Нынешняя накопительная пенсионная система демонстрирует плохие показатели. Они были не лучше даже в период экономического роста. А что если мировая экономика действительно вступила в фазу длительного кризиса с волнами падения и отскоками? Иначе говоря, пенсионные активы сейчас надо беречь от любых вложений в акции”.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена