«Жанаозен — это только первый звонок. А будет еще как минимум парочка, прежде чем Казахстан подвергнется настоящей атаке. Настоящая атака будет идти дублем — ударом по экономике и ударом по политике»

Сетевой Казахстан. 18 января 2012г.

AZATTYQ.ORG. Казис ТОГУЗБАЕВ в материале «Оппозиция требует наказать чиновников избиркомов» сообщает: «Официально заявлено, что в мажилис парламента Казахстана прошли три партии — “Нур Отан”, “Ак жол” и КНПК. В Алматы против результатов прошедших 15 января парламентских выборов протестовали лидеры партии ОСДП, которая не прошла в парламент.

На площади, по словам нашего корреспондента, было около двухсот человек, среди которых около тридцати журналистов, в том числе и иностранных изданий.

На митинге присутствовали лидеры партии ОСДП «Азат» Жармахан Туякбай, Болат Абилов, Амиржан Косанов, оппозиционеры Маржан Аспандиярова, Балташ Турсунбаев, редактор сайта “Гульжан.орг” Гульжан Ергалиева.

Как сообщил 16 января представитель генеральной прокуратуры Казахстана Нурдаулет Суиндиков, митинг был санкционирован властями«.

LITER.KZ. В публикации «Ерлан Карин: Оппозиция проиграла и оnline, и offline» говорится: «Итак, парламентские выборы прошли. Уже обнародованы их итоги, результаты которых для многих стали неожиданностью.

Что следует из них? Какова судьба оппозиции? Какая теперь новая политическая повестка для общества? На эти и многие другие вопросы ответил нашей газете известный казахстанский политолог Ерлан Карин. По его словам, сбылся так называемый идеальный сценарий, когда в парламент должны были войти не две, а три партии. Этот факт свидетельствует о том, что муссировавшаяся несколько месяцев назад идея о необходимости формирования двухпартийной системы не нашла поддержки ни в обществе, ни в элите. Политолог уже не раз высказывал скептицизм относительно двухпартийной системы, поскольку считает, что она не совсем полно и адекватно выражает весь спектр мнений и позиций, который имеется сегодня в обществе. И прошедшие выборы продемонстрировали, что надо реально стремиться к многопартийности…

— На мой взгляд, прохождение более двух партий наиболее отвечает интересам многопартийности. Конечно же, если бы ОСДП преодолела избирательный барьер, то состав будущего мажилиса, может быть, выглядел бы еще “привлекательнее”. Однако оппозиция так и не смогла нарастить влияние в обществе, оказалась не в силах преодолеть внутренние противоречия и разобщенность, выдвинуть новые фигуры. С самого начала в их лагере не было единого мнения – одна часть предлагала бойкотировать выборы, другая часть считала необходимым принять в них участие. И это даже привело к разногласиям уже внутри отдельных партий.

В конечном итоге все это сказалось на конечном результате. И, безусловно, нынешнее поражение ставит вопрос о переменах внутри самой оппозиции. Очевидно, что внутри оппозиции давно уже назревает необходимость переформатирования, изменения принципов и подходов в деятельности оппозиционных организаций».

Михаил ДОРОФЕЕВ, тележурналист, в комментарии «“Цифра” дня» отмечает: «По количеству сломанных копий проект закона “О телерадиовещании” может соперничать с Куликовской битвой. Так что сражение за этот законопроект можно с полным основанием назвать копейным.

А вот дискуссии в ходе этого сражения я бы охарактеризовал как копеечные. Примечательно, что в дискуссию с разработчиками законопроекта со стандартными аргументами об ограничении свободы слова и доступа к информации вступали лишь несколько “правозащитных” организаций. В это же время телевизионщики, которых непосредственно коснется данный законопроект, единогласно поддерживали его разработку…

Последний вариант законопроекта представляется мне весьма взвешенным и даже понятным. Так, к 2015 году национальный оператор компания “Казтелерадио” на бюджетные деньги построит сеть по передаче и приему цифрового телевизионного сигнала. Этот сигнал все телезрители Казахстана будут получать при помощи ресиверов.

Ресиверы, очевидно, придется покупать, но социально незащищенные слои будут обеспечены ими бесплатно – это забота местных исполнительных органов власти. Все телевизионные и радиоканалы, которые существуют сегодня, получат возможность вещать и после 2015 года уже в цифровом режиме. Конечно, им придется платить за доставку сигнала, как они это делают и сейчас.

Последний вариант законопроекта разделяет такие понятия, как “телерадиокомпания” и “оператор телерадиовещания”. Телерадиокомпании будут ставиться на учет и проходить эту процедуру каждые три года. По каким основаниям им может быть отказано, определено в законе, и таких оснований всего пять. Иностранные телеканалы также обязательно должны пройти процедуру постановки на учет, иначе их вещание на территории Казахстана станет невозможным.

Кабельное ТВ останется. Спутниковые тарелки можно будет использовать, но если они будут приобретаться после 2015 года, они подпадают под требования по сертификации. А те, что уже будут использоваться потребителями до 2015 года, останутся и изыматься не будут».

TIME.KZ. На вопросы газеты “Время” отвечает известный российский политолог, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр СОБЯНИН — “Нурсултан НАЗАРБАЕВ должен занять пост председателя Евразийского союза”.

«- Станет ли Казахстан ареной разбирательств между США и Россией?

— Он уже ею становится! Возьмите те же события в Жанаозене. Каковы бы ни были первичные причины конфликта, как бы ни была велика роль ошибок корпоративного управления в АО “НК “КазМунайГаз”, события в Жанаозене, безусловно, сценировались и в немалой степени моделировались внешними силами. Это очевидно.

— Вы о тех “третьих силах”, о которых все говорят?

— “Третья сила” подразумевает какого-нибудь злого дяденьку. Внешние силы в лице США и России, как я уже говорил, не заинтересованы в поддержании дальнейшей стабильности в Казахстане. А значит, какие-то политические силы, связанные с теми или иными государствами, уже могут спокойно проводить антиказахскую политику, не боясь окрика из Вашингтона или Москвы. Жанаозен — это только первый звонок. А будет еще как минимум парочка, прежде чем Казахстан подвергнется настоящей атаке. Настоящая атака будет идти дублем — ударом по экономике и ударом по политике. Так вот до настоящего удара должна обязательно произойти обкатка инструментария. Враги должны “пристреляться” к казахскому полигону. А значит, в Казахстане уже в ближайшие месяцы следует ожидать каких-то проблем — в Шымкенте, Таразе, Астане, Алматы, Уральске, Актюбинске. Это почти полный список потенциально опасных регионов».

На вопросы читателей газеты отвечает юрист Сергей УТКИН — «Декларирование доходов у нас превратили в абсурд«.

«- В честь 20-летия независимости Казахстана была объявлена амнистия. С того момента прошел почти месяц, глава государства закон уже подписал, а никаких подвижек нет. Когда закон заработает и когда заключенных, попавших под амнистию, выпустят на свободу?

— В законе не сказано, через какое время после подписания указа об амнистии заключенные должны быть выпущены на свободу. А это не помешало бы. А поскольку конкретного срока нет, КУИС будет тянуть. Ведь это — почва для коррупции: кого-то за определенную плату могут освободить раньше, чем остальных. По идее, чтобы было справедливо, всех заключенных, попавших под амнистию, должны освобождать в один день. Это же можно организовать! Тем более что колониями ведает сейчас МВД — люди в погонах, привыкшие к порядку».

В публикации «Алик АЙДАРБАЕВ, гендиректор АО “РД “КазМунайГаз”: Люди нам не верят? Имеют право!» сообщается: “Ничего невозможного нет” — заверил журналистов на пресс-конференции в Актау новый генеральный директор АО “РД “КазМунайГаз” Алик АЙДАРБАЕВ. Такое заявление, больше похожее на рекламный слоган какого-нибудь “Газпрома”, недавно назначенный руководитель РД сделал в контексте новой кадровой политики предприятия. Всех уволенных нефтяников трудоустроят и поймут, обещал он.

Встречу г-на Айдарбаева с прессой перенесли из Жанаозена в фешенебельную гостиницу в Актау. Надо отдать должное спикеру: он отвечал на все вопросы, включая самые неприятные, не отказал ни одному журналисту в роскоши человеческого общения.

Самая главная новость — компания открывает два новых предприятия, капитальные затраты на которые, по предварительным подсчетам, составят 20 миллиардов тенге. Такое решение было принято, поскольку на места уволенных уже были приняты новые люди. Поэтому теперь будут запущены две новые компании — транспортная и буровая — в Актау и в Жанаозене. 16 января уже трудо­устроено 1710 человек — 1048 уволенных сотрудников “ОзенМунайГаза” и 662 — “Каражанбасмуная”.

MK-KZ.KZ публикует интервью с с доктором философских наук профессором Рустемом КАДЫРЖАНОВЫМ — «Пока существуют казахи, будет существовать трайбализм Главное – чтобы люди к этому относились разумно«.

«– Трайбализм я подразделяю на три исторических периода: дореволюционный, советский и постсоветский. Если его эволюцию не рассматривать исторически, то многое из того, что происходит сейчас, будет непонятным. До революции кровнородственная связь казахов была естественной формой существования, альфой и омегой социальной и личной жизни народа. Один аул, к примеру, в Среднем жузе составлял в среднем 50–70 кибиток. Аул Младшего жуза был в два раза больше. Это, скорее всего, было связано с тем, что на землях Младшего жуза много пустынь и условия для жизни более суровые, чем в Среднем жузе. Кровнородственная связь тех времен определяла все. Каждый казах должен был знать семь поколений своих предков, поскольку не было паспортов и свидетельств о рождении. Это один момент. Второй момент – у казахов была система экзогамии: жен брали либо из другого рода, либо по семи поколениям вычисляли кровнородственную связь, чтобы не было кровосмешения. У других народов (турок, арабов) была система эндогамии. Для сохранения богатства им разрешалось жениться на двоюродных сестрах. Но казахи больше заботились о чистоте крови.

Главой рода становился, как правило, старший сын, которому в наследство переходили тысячные табуны. А у простых его сородичей было, к примеру, 10–15 голов. Его табуны нуждались в присмотре, который осуществляли его более бедные сородичи. Он же, в свою очередь, заботился о них. Такая система взаимоподдержки была способом выживания».

Сагит ОСПАНОВ в статье «Пролетарии всего Казахстана, обучайтесь!» пишет: «Сформировался запрос на то, чтобы изменить систему распределения общественного богатства и решить проблему экономического неравенства. Очевидно, что государство это осознает. Весь вопрос в том, какой путь будет выбран.

Самый простой метод – и мы уже начинаем его применять – связан с наращиванием социальных выплат и более активным участием государства в экономике. Решающую роль здесь играет административный ресурс. С его помощью государство воздействует на предприятия, чтобы те стали более социально ответственными, увеличили расходы не только на своих работников, но и на нужды своих регионов. С его же помощью государство может реализовывать программы по трудоустройству. Иными словами, те меры, которые сейчас реализуются для развития Жанаозена и поиска работы для уволенных нефтяников, могут распространиться по всей республике.

Если государство возьмет в свои руки перераспределение общественного богатства, на определенном этапе это принесет эффект. Сокращение безработицы и повышение зарплат позволит повысить покупательскую способность населения, стимулировать внутренний рынок.

Однако с какого-то момента, когда темпы расходов начнут превышать темпы отдачи, преимущества господдержки растеряются, плюсы обратятся в минусы. Главный из них состоит в том, что экономика «подсядет» на господдержку, и все вкладываемые в нее деньги будут уходить как в песок».

EXPRESS-K.KZ. Тимур ИСАЕВ в статье «Пустить в расход» отмечает: «Президент Нурсултан Назарбаев объявил тотальную войну коррупции. Но, видимо, кому-то это не нравится. Иначе как объяснить следующий факт: вместо того чтобы декларировать, сколько и на что тратят деньги слуги народа, госструктуры намерены проверить, сколько зарабатывает сам народ. И это почему-то будет называться борьбой с коррупцией, хотя на деле лишь создает ее видимость…

И здесь мы подходим ко второму вопросу: есть ли смысл от всеобщего декларирования? Знание доходов ровно ничего не дает с точки зрения борьбы с коррупцией. Выявить потенциальные нарушения можно лишь при сопоставлении доходов и расходов. В этом суть налогового контроля. Декларация доходов чиновников и даже их публикация – мера популистская. Это не более чем бутафория, создание иллюзии того, что народ может проверить состояние личных финансов своих слуг. А на деле эта информация ничего не дает: ведь никто не станет указывать в декларации полученное в виде «откатов». Другое дело – сведения о расходах, когда чиновник должен будет пояснять, откуда у него взялись средства на их финансирование. Для того чтобы ввести всеобщее декларирование, мы потратим большое количество денег налогоплательщиков, административные и организационные усилия. Потратим впустую. Лучше было бы эти ресурсы пустить на то, чтобы провести работу по декларированию расходов руководящих госслужащих и их родственников, а также работников тех ведомств, которые государство причисляет к коррупциогенным».

SPIK.KZ. «Студия ПИК» представляет — «Мнение политолога«.

«Выборы прошли. Что дальше? Об этом говорят: журналист Джанибек Сулеев и политолог Талгат Исмагамбетов».

CONTUR.KZ. Макс ИВОЛГИН в материале «Нехудожественная самодеятельность или Творческое бессилие ОСДП проявляется даже в плагиате» замечает: «Невеселые мысли посетили меня при лицезрении того подобия пост-выборного шоу, которое попыталось было провести руководящее звено ОСДП “Азат” в морозный январский вторник. Начнем с того, что как выяснилось буквально с первых же минут творческого показа, даже в этом нехитром деле у ОСДП-шников не нашлось ни одной своей креативной идеи. Все с точностью до последнего жеста было сплагиатировано с мероприятий под общим названием “Всероссийский День Гнева”, что проходили у соседей практически весь декабрь прошлого года. Причем не только сплагиатировано, но даже не скорректировано с поправкой на возможности сельского драмкружка. Если кто из интересующихся политической жизнью разных держав внимательно смотрел телевизионные отчеты с того же митинга на Болотной площади в Москве, то наверняка помнил основную сюжетную канву. Итак, сначала партийные лидеры должны пешком, плечом к плечу идти к месту сбора .На их лицах горечь, боль за угнетенную Родину и неисполненный долг освободителей. Затем , собственно сам митинг. По последним сценариям, на нем не принято говорить- полагается только дурниной орать, таким образом, наглядно демонстрируя бурлящие и распирающие эмоции. И под конец- показательное аутодафе из горящих бюллетеней избиркомов и обрывков “продажных СМИ”, во время которого все желающие приглашаются на следующее аналогичное сборище (напомним, в той же Москве, таковых прошло аж четыре кряду). Собственно все. Как видим, ничего сложного, и невозможного для повторения нет. Ну ладно, обделила тебя природа на персональное творческое начало, но ведь ноты для того и написаны, чтобы вызубрить партитуру и хотя бы мелодично и гармонично изобразить придуманное другими».

DIALOG.KZ. Магеррам МАГЕРРАМОВ, первый секретарь Алматинского обкома, член Бюро ЦК КНПК, в заметке «Выборы — борьба идеологий, а не конкурс эстрадных звезд» пишет: «На пресс-конференции, проведенной руководством партии ОСДП “Азат”, Булат Абилов заявил, что Коммунистическая народная партия Казахстана, которая по результатам парламентских выборов прошла в Парламент, никому не известна. Никто не знает ни её лидеров, ни её программы, как сказал Булат Абилов. Зато в руководстве ОСДП — персоны сплошь известные. Неужели, задаётся он вопросом, вы думаете, что за таких людей проголосовало всего полтора процента?

Да, Болат Абилов и Жармахан Туякбай – люди известные. Точнее, печально известные — своей непоследовательностью, частой сменой партийного имени и партийного курса, заигрыванием с национал-патриотами, нежной дружбой с олигархами и полным пренебрежением интересами простых казахстанцев. Да и в партийный список ОСДП на прошедших выборах были включены сплошь “известные юристы”, “известные журналисты” и “известные правозащитники”…

Парламентские выборы – это борьбы идеологий, а не конкурс эстрадных звезд. И успех нашей партии на выборах мы связываем не с количеством звезд в нашем партийном списке, а с тем, что наша предвыборная платформа нашла отклик в сердцах простых людей«.

BETTER.KZ. Аналитическо-информационное бюро ПИК в публикации «Человечество подспудно хочет …полноценную войну. Горячую» отмечает: «Люди давно так не были готовы к серьезной войне, как в последнее время. Ее ждут как форму разрядки и разрешения хотя бы части проблем, которые просто неподъемны в условиях мирного времени. Эпоха глобализации подразумевает, что война затронет все страны и народы. Казахстан однозначно не станет исключенным из данного процесса, для этого достаточно взглянуть хотя бы на географическую карту…

Даже если Астане удастся увернуться от прямых военных столкновений, то опосредовано она будет втянута неизбежно. Дипломатия, нефть, кредиты, зерно, военные силы, транзит, информационное обозначение – все будет участвовать в глобальных раскладах на той или иной стороне. Движение Акорды на интеграцию с Кремлем в ключевом аспекте уже определило тот лагерь, в котором Казахстан будет действовать заодно».

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена