Оппозиционный тупик

Планета Гондурас

“Тупиковая ситуация – это торжество тупости над разумом”.

Евгений Ханкин

Последние выборы в Мажилис показали, что у оппозиции нет правового инструментария для воздействия на правящий режим. По закону они ни на что не имеют право, а сама по себе власть ни на какие уступки идти не собирается. Несанкционированный митинг на Площади Республики в Алматы 17-го января – это акт отчаяния. Но учитывая как мало граждан откликнулось на призыв ОСДП, энергии митингов будет явно недостаточно для перелома ситуации.

Широко известна точка зрения марксистов, что революция происходит тогда, когда верхи не могут, а низы не хотят. Но это далеко не единственный теоретический взгляд на проблему устойчивости. Есть еще концепция, согласно которой потрясения происходят после кратковременного улучшения ситуации без четких перспектив дальнейших положительных изменений. Именно такая ситуация с концом строительного бума в Казахстане и наблюдается.

Приток нефтедолларов на рубеже веков заметно оживил социально-экономическую сферу республики (пенсии и пособия, новые рабочие места, разветвление линий жизни, обновление инфраструктуры), но он же обострил проблемы, которые за десятилетие так и не нашли адекватного решения. Среди них социальная незащищенность и рост цен на весь потребительский ряд, за которым не успевают доходы крайне многочисленных групп казахстанцев, проблемы защиты собственности и соблюдения обязательств, коммерциализация социальной сферы.

Уже накопилась критическая масса людей, которые хорошо понимают как работает система. Ведь важно не то, есть ли в стране фискальные органы, прокуратура, механизм государственных закупок или конкурсы на места в госаппарате, а как все это функционирует. Правила игры уже устоялись. Большинство они не устраивают. Дальше встает вопрос о том, какой возможен расклад сил между недовольными и теми, кто работает на консервацию сложившейся модели.

Стержень причин недовольства сложившимся порядком вещей кроется в том, что отсутствие правил – ключевое положение действующих правил игры, распространяющееся на любую сферу, где можно применить политические рычаги. Понимание, что жить с имеющимися правилами дальше нельзя – есть, но кристаллизация недовольства опасна. Запросто можно оказаться под прессом санкций якобы за “политическую ущербность”. Возникла ситуация, что если реальная жизнь не совпадает со схемой, то тем хуже для жизни. Поэтому многие люди, которым есть что терять во всех смыслах слова, находятся на сложном перепутье в поисках оптимального выхода из создавшегося положения. И не могут отыскать этот самый приемлемый выход.

В какой-то момент оппозиция решила применить в борьбе подход, основанный на переходе количественных изменений в качественные. Для этой цели объединились ОСДП (Общенациональная социал-демократическая партия) и “Азат”. Пусть их в Минюсте не зарегистрировали, но де-факто эти политические силы выступают вместе. После того, как партию “Алга!” не зарегистрировали, а КПК приостановили решением суда на полгода – эти политические силы на последних выборах также играли за ОСДП. Бесполезно.

Еще на выборах 2007-го года ОСДП возмущалась масштабом фальсификаций, но никаких действенных контрмер предпринять не смогла. В 2012 году ситуация повторилась один к одному, а цифры проголосовавших за социал-демократов нарисовали еще ниже. На пресс-конференциях лидеры ОСДП грозятся радикализацией, но ресурса для этого у партии нет. Количество вышедших на Площадь Республики 17-го января подтвердило это положение вещей достаточно наглядно. За оппозиционеров на информационном поле играет медиа-холдинг Мухтара Аблязова, но и против него все последние месяцы санкции ужесточаются. Собственный ресурс оппозиционных СМИ ограничен и тоже систематически подавляется (по блокировки в Интернете включительно).

Что несанкционированно пробраться в маслихаты невозможно – личным примером в том же 2007 году доказал юрист Сергей Уткин. В этом году 100% членов маслихата Алматы члены партии “Нур Отан” либо сочувствующие ей. То есть система идентична как на макрополитическом уровне, так и на микро. Апеллировать к судам или прокуратуре бесполезно – тоже проверено многолетней практикой.

Предположения о том, что в Казахстане авторитарный режим сравнительно мягкий и методы президента Узбекистана Ислама Каримова для него неприемлемы – разбились о события в Жанаозене. Если приспичит – силовики здесь стреляют на поражение боевыми патронами.

Национал-патроиты незатейливыми политтехнологиями отсечены от остальной массы протестного электората, а сами по себе мощной политической силы не представляют. Конкуренция со стороны политического ислама только-только заявила о себе и сразу попала под мощный пресс карательных мероприятий. В противовес радикальным политическим группам социалистической направленности выставлена подконтрольная власти КНПК (Коммунистическая народная партия Казахстана), которая в меру сил справляется с функциями отвлечения и дробления левого политического спектра.

Слухи о скором падении режима Назарбаева, которые усиливались в 1998 и 2001 годах, за прошедшее десятилетие не подтвердились. Во многих вопросах режим стал действовать грубее и вычурнее, но от этого не менее эффективно по удержанию власти. Покинувшие властный олимп по тем или иным причинам фигуры быстро маргинализируются и перестают представлять угрозу для правящей верхушки.

Загадка остается только в том, каким образом и с какими издержками произойдет передача верховной власти. Теоретически данный процесс может создать трещины в политической системе, сквозь которые ОСДП сможет отвоевать себе место под солнцем. Но здесь можно полагаться только на биологию и удачу, тогда как собственных серьезных ресурсов у единственной зарегистрированной оппозиционной партии все нет.

Ситуация повторяет картину 2007-го года очень целостно. Честных выборов проведено не было и оппозиция ничего против этого сделать не может. Пока не видно симптомов, что ОСДП найдет выход из политического тупика, в котором оказалась.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена