Бектас Бекназаров: “Новеллы избавят судей от излишней опеки председателей”

Вскоре на нашем отечественном ТВ появится передача, аналогичная российским - “Час суда”, “Суд присяжных”…

Вчера во втором чтении сенат парламента РК принял три законопроекта, которые вписываются в общую канву законодательной реформы судебной системы в нашей стране. Они касаются совершенствования апелляционного, кассационного и надзорного порядка рассмотрения дел, в целом судебной системы и статуса судей, о Высшем судебном совете. По мнению разработчиков законопроекта, изменения и дополнения, принятые верхней палатой казахстанского парламента, должны повысить уровень доверия населения к органам правосудия и обеспечить доступность граждан к ним.

Выступая перед сенаторами, председатель Верховного суда Бектас Бекназаров выразил свою уверенность в том, что эти законопроекты не что иное, как “значительный, ощутимый шаг по унификации судопроизводства, повышению эффективности реализации основной цели деятельности судебной власти — устранению правовых конфликтов в обществе”.

К сказанному хотела бы добавить: с принятием названных выше законов судебная система страны делает ставку на ответственность в отправлении правосудия, прежде всего, на местные органы судебной власти. Ответственность подкреплена расширением их полномочий.

В частности, если доселе в компетенцию апелляционных коллегий областных судов входило рассмотрение и уголовных, и гражданских, и административных дел, то теперь эти полномочия четко разграничиваются: будут образованы две специализированные коллегии — по уголовным делам и коллегия по гражданским и административным делам. То есть крен сделан на жесткую специализацию судопроизводства, что, кстати, отвечает международной практике.

Законопроект о совершенствовании апелляционного, кассационного и надзорного порядка предусматривает обязательное поэтапное прохождение дел в каждой судебной инстанции на уровне области . При этом из полномочий апелляционной инстанции исключается ее право направлять дело на рассмотрение в суд первой инстанции.

Суд кассационной инстанции рассматривает вступившие в законную силу судебные акты только после их пересмотра в апелляционном порядке.

Суд же надзорной инстанции – а это уже Верховный – пересматривает вступившие в законную силу судебные вердикты только после пересмотра их в кассационном порядке. Другими словами, Верховный суд будет рассматривать дела лишь при условии, если они прошли через все стадии процесса.

Комментируя эти нормы Бектас Бекназаров пояснил:

Миновать эти важные стадии судопроизводства участникам процесса становится невыгодно. Поскольку апелляционный суд повторно имеет право непосредственно исследовать и проверять все доказательства в состязательном процессе. Там же предоставляется возможность привести дополнительные доводы в защиту своих интересов. Такая ситуация позволит прекратить практику направлений судебных дел на повторное рассмотрение и является прямым путем для формирования практики рассмотрения каждого дела в суде первой инстанции только один раз. То есть это избавит многочисленных участников судебных процессов от волокиты, неоднократного прохождения судебных кругов.

А кассационный суд в обязательном порядке рассмотрит все кассационные жалобы, протесты и проверит соответствие решения предыдущих судов нормам материального и процессуального права. Потребность в урегулировании этих вопросов возникла из практики последних лет.

Например, в 2010 году 55,5% гражданских и 45,3% уголовных дел, минуя стадию пересмотра на уровне областных судов, напрямую поступили в Верховный суд. Не намного изменилась картина в 2011 году. Подавляющее большинство обращений в высшую судебную инстанцию вызвано недостатками, допущенными районными и приравненными к ним судами. Многие ошибки, допущенные судами первой инстанции, могли быть устранены при нормальном функционировании апелляции и кассации, не порождая излишнюю судебную волокиту.

Во всем мире предметом рассмотрения высшей судебной инстанцией являются дела наибольшей сложности, вызвавшие широкий общественный резонанс. Сейчас же Верховный суд нашей страны рассматривает все без исключения дела, поступившие по жалобам сторон. В итоге он стал очередной судебной инстанцией, хотя его задачей является обобщение судебной практики и разъяснение правильного применения закона посредством принятия нормативных постановлений.

Стороны по гражданским делам, осужденные и потерпевшие предпочли игнорировать такие важные стадии, как апелляция и кассация. Но это ни в коем случае не показатель недоверия областным судам, но законодательство о судопроизводстве позволяло это, поощряя оторванность облсудов от населения.

Предлагаемые парламенту изменения и дополнения в процессуальное законодательство не означают, что Верховный суд отныне станет недосягаемым для обжалования судебных актов. Он по-прежнему будет проверять дела по жалобам и протестам. Но поправки в закон будут стимулировать местные судебные органы на устранение судебных ошибок на региональном уровне, а стороны судебного процесса до обращения в ВС получат возможность восстановления своих нарушенных прав. “Следовательно, и оснований обращаться в последнюю судебную инстанцию у граждан станет гораздо меньше. В результате должна заработать классическая схема — в местных судах — первая инстанция, затем — апелляция, после нее — кассация, а Верховный суд – надзор, как заключительная стадия”, — резюмировал эту часть законопроекта г-н Бекназаров.

Безусловно, все новеллы нового закона должны стимулировать повышение ответственности областных судей за каждый незаконный судебный акт, рассмотренный в кассации.

Другим инструментом повышения ответственности судей станет обязательное процессуальное регулирование судебных процессов с помощью аудио- и видеофиксации судебных заседаний, электронизация судопроизводства. Это положительно повлияет на соблюдение процессуальных норм, повысит корректность проведения участников процесса, предотвратит жалобы на протоколы судебных заседаний, обеспечит открытость и прозрачность судебных процедур.

Нынешнее состояние судопроизводства и отправления правосудия, по словам сенатора Гани Касымова, — это голгофа, круги дантового ада. Порой люди добиваются законности судебных решений годами. Вердикты кочуют из кабинета в кабинет, от одной инстанции к другой, часто возвращаются, затем проходят все круги по новой, хотя, бывает, дело выеденного яйца не стоит. Последняя инстанция – надзорная коллегия Верховного суда – и все, решение обжалованию не подлежит.

— Для этого и усиливаем роль кассационной коллегии областного суда. Чтобы те ошибки, которые имеют место быть в судебной системе, были эффективно устранены не в Верховном суде, а на уровне местного суда, в кассационной коллегии, где судьи будут формироваться из числа наиболее опытных, профессиональных кадров, — пояснил депутату председатель Верховного суда.

Однако каким бы совершенным не был закон, качество его исполнения зависит от профессионального потенциала судей и, скажем так, их верности клятве и добропорядочности. С последним, как говорила героиня кинофильма “Москва слезам не верит”, “в стране напряженка”. Скандальное освобождение от должностей шестерых судей Верховного суда – как лакмусовая бумажка нравственно-этического здоровья казахстанского судейского корпуса.

Комментируя изменения и дополнения, внесенные в закон о судебной системе и статусе судей РК, Бектас Бекназаров отметил, что основную роль в подборе кадров с проверкой на профессиональную, интеллектуальную, этическую и культурную пригодность кандидатов в судьи должен взять на себя Высший судебный совет.

Так, Высший судебный совет наделяется полномочиями по согласованию вопросов реорганизации районных и областных судов, установления количества судей в них. Более конкретизированы полномочия Высшего совета при рассмотрении вопросов, связанных с освобождением от занимаемых должностей председателей судов, судебных коллегий, судей местных и других судов.

Орган судейского самоуправления — Судебное жюри будет решать вопросы дисциплинарной ответственности судей. В этой части их полномочия тоже усилены.

По мнению председателя ВС, это позволит существенно укрепить независимость судей и избавит их от излишней опеки со стороны председателей, полностью исключается возможность администрирования судьями вопросов отправления правосудия со стороны своего руководства.

Кроме того, упраздняются дисциплинарно-квалификационные коллегии судей. Их полномочия передаются Судебному жюри.

В правительственном варианте законопроекта о судебной системе и статусе судей предлагалось сократить срок занятия должности председателя районного суда до трех лет. Однако эта поправка в сенате не прошла. Оставлен действующий срок – 5 лет.

Парламент установил и общий порядок выхода судей на пенсию. Предельный возраст пребывания судей в своих должностях определен: для мужчин – 68 лет, для женщин – 63 года. При этом вопрос дальнейшего пребывания в должности судьи до достижения им предельного возраста относится к исключительной компетенции председателя Верховного суда.

Еще одна новость. Но она касается уже всех, кто смотрит казахстанское телевидение. Вскоре на нашем отечественном ТВ появится передача, аналогичная российским — “Час суда”, “Суд присяжных” и др. На каком именно телеканале и как она будет называться – пока тайна, но, сообщил в сенате Бектас Бекназаров, вопросы финансирования уже решены, сформирована и профессиональная команда.

***

© ZONAkz, 2011г. Перепечатка запрещена