Сенат, Синод, Сибирь

Какими только словами не поминают бывшего экс-акима Костанайской области Сергея Кулагина, а ныне депутата сената, явившегося пред взором православных рядом с Иисусом Христом на купольной росписи в кафедральном соборе Рудного!

Какими только словами не поминают бывшего экс-акима Костанайской области Сергея Кулагина, а ныне депутата сената, явившегося пред взором православных рядом с Иисусом Христом на купольной росписи в кафедральном соборе Рудного!

Известно, что в истории изобразительного искусства реальные облики Иисуса Христа и апостолов не сохранились; позже были написаны с реальных моделей и возведены в каноны. Идентифицировать можно только отдельных людей, причисленных к лику святых.

Угодить на религиозное полотно мог любой с фактурной внешностью. Желающих прославиться в этом достойном качестве отбоя не было! Иное дело – в подлом. Одно время утверждалось невероятное – для образов Иисуса Христа и Иуды на “Тайной вечере” Леонардо да Винчи позировал один человек! Но вряд ли автор классической фрески мог позволить себе подобную дьявольскую игру. Иуду он выискивал в затхлых районах Милана – в Боргетто – среди преступников и нищих. С ними устраивал хмельные посиделки и зорко улавливал мимику и каждое движение перспективных моделей. Он зазывал на обед крестьян, спаивал, веселил и… срисовывал лица. Иногда следовал за осужденным на казнь. С карандашом и бумагой.

Больше года Леонардо не мог завершить “Вечерю” – не находил подходящего Иуду. Дело стояло мертвым грузом. Настырный священнослужитель монастыря Санта Мария делла Грацие проявил недовольство, на что мастер припугнул его: “Если будешь торопить, Иудою сделаю тебя”. И навязчивый настоятель отстал. Для него подобное вхождение в историю было равносильно гарантированному месту в аду.

Российский губернатор или сановник в облике святого или иже с ним – вещь недопустимая. Ошельмуют, лишат чинов, упекут на каторгу. Сенат, Синод, Сибирь! Таких примеров просто нет. Зная об этом, живописцам проще было нарисовать себя в статусе Христа или апостола, нежели государева вельможу.

Демона и Спасителя Врубель находил в зеркальном отраженье. Александр Бенуа, наблюдая за его лихорадочной работой, писал: “Вериться, что Князь Мира позировал ему. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, и в погоне за этим неуловимым стал быстро продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым”. Врубель считал себя преступником, боялся наказания для семьи. И поплатился.

Мастера кисти легко посягали на священные каноны веры: итальянец Андреа дель Кастаньо предстал в образе святого Юлиана Гостеприимного, австриец Эгон Шиле – в образах Cвятого Себастьяна и Христа!

Кощунство, святотатство, недопустимый грех!

Живописцы нарушали не только постулаты церкви, но и королевские традиции. “Это возмутительно! — шептались при французском дворе. — Это нонсенс! Мольер за одним столом с Людовиком XIV!”. Живым воплощением бога на земле! Действительно, король Франции и король шутов не могли сидеть бок о бок. Но их усадили силком живописцы Веттер, Жером и Энгр. Так уж вышло, что они, доверившись интимным наблюдениям горничной Марии-Антуанетты, запечатлели драматурга, по штатному расписанию придворного обойщика, в состоянии “короткой ноги” с монархом. Записки превратились в светский анекдот, очень скоро поросший свежими лепестками душистой липы.

Знаменитый Луи Давид не единожды лукавил на полотне. Гений, блистательный кавалер, метеор, придворный враль. Зная вольнодумство Эль Греко, при составлении договора на производство картин священники указывали точное описание того, что именно он должен изложить красками. Паоло Веронезе за творческую самодеятельность ответствовал перед судом инквизиции, хотя, по его словам, он имел “заказ украсить картину по собственному разумению”. Трибунал постановил: удалить с полотна шутов и карликов, оружие и парики и всех лишних. А как иначе: речь шла о “Тайной вечере”. Веронезе не склонил выю, а только поменял название. Так появилась картина “Пир в доме Левия”.

Преувеличение с Мольером простительно, ибо отдает бытовщиной. Никто не винит и итальянца Арчимбольдо за то, что в картине “Вертумн” он представил императора Рудольфа II в виде древнеримского бога растительности и преобразования. Кто только не зарабатывал на мифах. Кто только не нарушал строгие каноны христианской веры. Но чего не сделаешь на заказ. Талант продажен. Живописцы не впадают в краску, когда, путая кисть с ланцетом, беззастенчиво стерилизуют известные события, затирают имена истинных героев, выпячивают второстепенные, а иногда и вовсе никчемные. Они, получая 30 сребреников, приводят умы в смятение и становятся жертвами сиюминутной страсти временщиков.

На фреске “Страшный суд” в Сикстинской капелле Микеланджело изобразил святого Варфоломея. В одной руке он держит нож, а в другой – снятую с себя кожу, на которой в минуту душевной скорби автор написал свой портрет. Так гений расплатился за кощунство.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена