“Алма-Ата – не город, а сама мечта”.
Из песни о Алма-Ате
После того, как Серик Сейдуманов, заместитель акима Алматы, сообщил журналистам о том, что может стать заместителем акима Алма-Аты – новость произвела фурор в Казнете. Дело в том, что функционеру такого ранга и профиля (отвечает за внутреннюю политику), по административному уставу не положено высказывать свое мнение на пресс-ланче, если оно не согласовано с вышестоящими инстанциями. Значит, мысли о переименовании мегаполиса в Алма-Ату витают в высших эшелонах государственного руководства.
Казахстан – это страна административных решений, а не воздействия общественного мнения, поскольку гражданское общество продолжает пребывать в зачаточном состоянии. Поэтому пропишут в законе “Об ономастике” Алматы – будет Алматы, пропишут Алма-Ата – будет Алма-Ата. Мнения комментаторов разделились. Одни за прежнее название, другие за действующее. А есть еще третья сторона. Вот характерный комментарий ее представителей: “Всякое шараханье из крайности в крайность свидетельствуют о полном отсутствии системности мышления в нашем государственном управлении. Мне лично без разницы, Алма-Ата или Алматы. Один хер все яблоневые сады пущены под элитную застройку для проживания имбецилов. Предлагаю назвать Даун-Таун”.
Болат Байкадамов, бывший омбудсмен (отвечающий за права человека), а ныне директор института парламентаризма НДП “Нур Отан”, популярно объяснил, почему по вопросам интеграции на евразийском пространстве правящая элита не спрашивает совета у населения. По его словам 20 лет независимости в трех странах – слишком маленький срок для принятия гражданами ответственного решения. Поэтому всю ответственность в вопросах интеграции берут на себя элиты. Получается как в истории с тем, что мужчина в детстве отпрашивается погулять у папы, а будучи взрослым – у жены. У папы ведь отпроситься погулять легче, поэтому пусть население не волнуется – папа знает как правильно.
Забота бывшего омбудсмена о народе тем более трогательна, что с 18 лет человек вроде как совершеннолетний. Может вступать в брак, служить в армии, сидеть в тюрьме по полной программе (без скидок на несовершеннолетие). Но о нем и в 20 лет продолжают заботиться и опекать. Есть реальная угроза вырастить инфантильную поросль. Комментаторы в Казнете такой непоказной заботы явно не оценили. С другой стороны оказалось, что тема интеграции по закону не может быть вынесена на референдум.
“Статья 3. Вопросы, которые не могут быть предметом республиканского референдума.
Не могут быть предметом референдума вопросы:
1) которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) изменения унитарности и территориальной целостности государства, формы правления Республики;
3) административно-территориального устройства и границ Республики;
4) правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
5) бюджетной и налоговой политики;
6) амнистии и помилования;
7) назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики;
8) выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики”.
Эдвард Прескотт, лауреат Нобелевской премии по экономике, приезжал на V Астанинский экономический форум и говорил там. Предлагал Прескотт часть нефтедолларов размещать на персональных счетах казахстанцев. Так и заявил: “Вам нужно создать широкую базу собственников. Например, вы можете использовать часть денег, которые вы получаете за нефть, и перечислять их на депозиты каждого казахстанца и тогда ваш народ сможет инвестировать свой капитал. Я думаю, это было бы хорошо”. Были, конечно же, среди комментаторов ренегаты, которые выступили против, но в целом Казнет проявил редкостное единодушие – все хотят денег. В случае реализации идеи Эдварду Прескотту благодарные за заботу представители народа обещали в Казахстане памятник из золота в полный рост – 10 метров!
К сожалению, к предложениям экспертов в Астане подходят избирательно. Грамотное предложение нобелевского лауреата осталось без комментариев. А потом прошла информация про зоопарк в Астане за $100 млн. Думающие граждане восприняли это как ясный ответ на вопрос “будут ли размещать деньги на персональных счетах?”. Персональные счета и зоопарки за $100 млн. не сочетаются. Здесь или – или.
В Алматы проезд в общественном транспорте будет 80 тенге. Надо сказать, что проезд в автобусе очень важный базовый показатель. Незримыми, но очень прочными нитями данный тариф связан с другими фундаментальными вещами – цена булки хлеба, посещения общественного туалета, бутылки питьевой воды, “сникреса”… Здесь нельзя поднять что-нибудь одно не потянув следом остальную массу. Поэтому скачок цены проезда с 50 до 80 тенге фактически означает резкое подорожание жизни для бедных. Владимир Меренков, начальник городского управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог, заявил, что от повышения тарифа не пострадают социально-уязвимые слои населения. Но не уточнил в какой точке планеты.
Некоторые пользователи Казнета думают, что многие проблемы в Казахстане связаны с тем, что люди во власти просто не знают как надо делать правильно, а потому продолжают заниматься их просвещением: “Если вы с завтрашнего дня задерете огромные налоги на сырую нефть и объявите, что на 3 года вообще снимаются налоги на экспорт высокооктанового бензина, у вас через год будут работать нефтеперегонные заводы и производить качественный бензин. Это элементарно, это называется “экономическая политика”. Как говорится, попытка – не пытка.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена