Недавно мне попался на глаза список пятидесяти богатейших казахстанцев по версии журнала Форбс. Интересно было почитать. Я ведь прожил в Алма-Ате много лет, в том числе бурные 90-е, когда на плоских равнинах бывшего СССР шел процесс горообразования. Так получилось, что некоторых из этих парней знал лично.
Одного помню 25-летним провинциалом, который выделялся среди других начинающих зерновых торговцев бойкостью и нахальством. Другой уже тогда был успешный молодой банкир, умный, цепкий, осторожный. С третьим мы катались на горных лыжах и о делах не говорили. Еще с одним вашим мультимиллионером сравнительно недавно рассуждали о том, что человеку немного надо (это он сам проводил такую линию в беседе с московским журналистом). Вот, рассказывал владелец состояния в сто миллионов долларов, у меня есть хороший дом, две машины, три костюма… А больше зачем? Поэтому теперь я работаю для людей.
Но это те граждане, кого американцы называют self-made man. Вряд ли они составляют большинство в списке казахстанского Форбс’а. Многие там, по выражению ваших местных острословов, продукт нано-технологий. Вот, допустим, один теперешний воротила с активами в двести миллионов в конце 90-х уже работал министром, и, кажется, был самым молодым в кабинете. А до этого успел отличиться в бизнесе. Но бизнес, как многим известно, был такой: нашему герою звонил дядя из администрации президента и говорил – балам, поезжай на станцию Алма-Ата-1, там стоят две цистерны спирта, их растаможат на твою компанию, потом отвезешь туда-то и продашь тому-то.
Первые мультимиллионеры, которые сэлф-мэйд, отличаются от вторых как степные волки от пуделей. А дяди этих вторых, которые вряд ли беднее племянников, сами никогда не попадают в Форбс. В России примерно такая же картина. Недавно выяснилось, что сын глубоко православного президента ОАО РЖД Якунина инвестирует куда-то 500 миллионов долларов. Парню около тридцати лет. Где он взял такие деньги? Подобные суммы никогда не снились сыну управляющего самой крутой американской или японской корпорацией.
Вообще, некоторые наши и ваши сограждане за последние десять-пятнадцать лет вышли по деньгам в те эшелоны и сферы, где раньше царили западные промышленные и финансовые династии, создававшиеся по кирпичику в течение полутора-двух столетий. Возможно, данное обстоятельство должно наполнять казахстанцев и россиян патриотической гордостью.
Но это не все. Наши политические лидеры, безусловно, круче иностранных президентов. Вот, например, когда Нурсултан Назарбаев встречается с Бараком Обамой, руководителем крупнейшей и сильнейшей мировой державы, он, наверное, выслушивает от американца некие советы и пожелания. Но о чем в это время думает? Возможно о том, что этот худой смуглый парень, похожий на кзылординского казаха, сейчас на вершине мира, но через пять лет снова будет никем. Или даже через год. А я пребуду на вершине, сколько захочу.
Потому что у американцев довольно смешные политические традиции. Когда человек там добирается до самого главного кресла и расставляет проверенных однокурсников и земляков на ключевые посты, эти люди почему-то не начинают объяснять многонациональному народу США, что стране наконец-то очень повезло с лидером. Что такого исторического шанса больше не будет. Поэтому для сохранения неуклонности курса реформ необходимо обеспечить внутриполитическую стабильность. Нельзя позволить маргиналам из так называемой оппозиции, раскачивающим лодку и цинично рвущимся к власти, реализовать свои планы.
Нет, у них там проходит четыре года или в лучшем случае восемь лет – и лидер американской нации как последний лох возвращается туда, где его поджидают другие лохи, также упустившие свой исторический шанс.
Я уже не говорю о том, что по масштабам личного благосостояния любой американский президент, хоть бывший, хоть нынешний, сильно уступает среднему казахстанскому областному акиму. Думаю, что и многим районным тоже.
Это крайне любопытное обстоятельство, нигде, по-моему, специально еще не исследованное. Создающее ряд психологических феноменов. С одной стороны, для политиков и бизнесменов, ворующих деньги у населения и вообще не соблюдающих правила fair play, честной игры, у американцев есть презрительное определение с расистским оттенком. С другой, американцы тоже люди. Вы представьте, как сносит крышу какому-нибудь их советнику или конгрессмену, когда он видит масштабы и скорость обогащения на нашем краю света.
В свою очередь у грешных казахстанских и российских чиновников, как я имел случаи убедиться, срабатывает своеобразная психологическая защита. Им неприятно думать, что они воруют в одиночку. Хочется чувствовать себя частью цивилизованного мира. Поэтому эти люди рассказывают друг другу истории о том, что берут все. Например, я сам несколько раз слышал в приватных разговорах, будто бы младший брат Билла Клинтона в 90-е делал большой гешефт в Казахстане, задолжал местным деловым 300 миллионов долларов, а потом эти долги ему “простили”. Я пытался отыскать хоть какие-то концы, но не удалось. Может, вы что-то знаете? Давайте выведем американцев на чистую воду.
***
© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена