“Business New Europe”: Повторятся ли события Жанаозена, или почему Л.Киинов предупреждает о потенциале беспорядков в иных частях Зап.Казахстана? Часть 2

Часть 1.

***

Ибо, как и прежде, непоятно, как в обычных условиях обсуждаются те или иные создающиеся в стране время от времени ситуации и каким образом по ним принимаются ответственные решения. А ведь угроза повторного формирования ситуации, аналогичной прошлогоднему забастовочному марафону в Жанаозене, сохраняется.

Мы уже с прошлого года перестали ощущать казавшееся незыблемым в течение многих лет спокойствие. Скажем иначе – вот уже второй год страна то и дело оказывается потрясенной чередующимися громкими событиями чрезвычайного характера. Первым в их ряду, как теперь осознается, оказалось объявление забастовки нефтяниками после празднования Дня Победы в мае 2011 года. Забастовки, которой первоначально в Астане и вообще в отечественных властных кругах особого значения не придали и которой только теперь там же уделяют большое внимание. Но, как говорится, лед уже тронулся. И мы перестали ощущать спокойствие. Да и зарубежные наблюдатели теперь уже наперебой говорят, что Казахстан перестал восприниматься как спокойная и умиротворенная страна.

Наибольшее число чрезвычайных событий происходит в наименее населенной ее части – Западном Казахстане, прилегающем с северо-запада, севера и северо-востока к Аралу. Или — к тому, что раньше рассматривалось как его побережье. Прежний ливийский лидер М.Каддафи еще 10 лет тому назад с трибуны Всемирного саммита говорил о трех самых серьезных для всего человечества экологических проблемах – об озере Чад, о дельте Нила и об Аральском море. Первую половину своего Послания он посвятил первым двум из названных водных объектов, а вторую – Аралу. В частности он сказал следующее: “Исследования показывают: еще десять лет, и будет пройдена точка невозврата, после чего весь этот район превратится в безжизненную пустыню. Это гуманитарная проблема, которую я хочу поднять на Иоханнесбургской Встрече на высшем уровне”. Такие выводы были основаны на результатах серьезнейших исследований ученых со всего мира. По заданию М.Каддафи, имевшиеся на тот момент данные по Аралу были систематизированы и резюмированы. Сам он взял на себя труд обратить внимание человечества на надвигавшуюся в районе Приаралья колоссальную катастрофу и призвать к принятию незамедлительных мер. Вскоре же после Всемирного саммита ООН в Йоханнесбурге его предупреждение было благополучно забыто.

Но где-то с весны с прошлого года Казахстан начал утрачивать имидж спокойной и умиротворенной страны. Во многом из-за громких чрезвычайных событий, происходящих в Западном Казахстане, относящемся большей частью к Приаралью. По сути дела природный катаклизм в том регионе начинает выливаться во все более усугубляющуюся экологическо-социальную катастрофу. Значит, предсказание М.Каддафи все-таки начинает сбываться.

В то самое время нефтегазовый бум, выражающийся в притоке иностранных инвестиций и неуклонном росте производственных показателей, наблюдается во всех 4 областях Западного Казахстана. Ожидается, что к концу 2012 года добыча достигнет 82 млн. тонн, то есть должна увеличиться уже почти в 4 раза по сравнению с показателем 1994 года. Практически исключительно за счет роста производства на месторождениях в Западном Казахстане. При этой радужнейшей, казалось бы, картине перспектив производственных показателей нельзя не обратить внимания на такое удручающее обстоятельство. Еще лет 20 назад в регионе насчитывалось около трех десятков больших и малых городов со своими большими и малыми промышленными предприятиями. Сейчас их осталось практически всего 8, по два на каждую область. В Актюбинской области – это Актобе и Хромтау, Западно-Казахстанской – Уральск и Аксай, в Атырауской — Атырау и Кульсары, в Мангыстауской – Актау и Жанаозен. Их вернее было бы называть просто такими нормальными населенными пунктами, где не меньшинство, а большинство трудоспособных людей имеют хоть какую-то постоянную работу. Ибо все остальные населенные пункты представляют собой зону повальной депрессии. Но теперь уязвимыми становятся один за другим эти немногочисленные кажущиеся хотя бы относительно благополучными крупные населенные пункты в Западном Казахстане. В прошлом году грянуло в Жанаозене, в этом году – уже в Кульсары. Что же дальше?

Клэр Нуттал в своей рассматриваемой статье сообщает: “Летом 2012 года были отмечены две короткие забастовки в Жанаозене, но на этот раз менеджеры быстро пошли на переговоры с рабочими. В конце сентября в воскресеное послеобеденное время в городе было тихо и спокойно, хотя и при значительном военном присутствии вокруг офисов “Узеньмунайгаза” и местной администрации. Никаких уже следов на зданиях, преданных огню во время беспорядков, и группы женщин убирали мусор и подметали засыпанные песком обочины в центре города. Однако за свежевыкрашенными фасадами на ухоженных главных улицах углядываются грунтовые дороги и запущенные многоквартирные дома.

В то время как ситуация в регионе в настоящее время остается спокойной, страсти все еще кипят, а казахстанская оппозиция подвергается давлению со стороны властей. В день, когда инвестиционный форум открылся, на другой стороне города в здании областного суда возобновился судебный процесс в отношении оппозиционного лидера Владимира Козлова. Лидер партии “Алга!” был арестован в рамках предпринятого в январе закручивания гаек в целях укрепления безопасности по возвращению с обсуждений вопроса Жанаозена с официальными лицами ЕС. Он имеет дело с целым рядом обвинений, в том числе в заговоре с целью свержения власти, и может быть приговорен к 10 годам лишения свободы.

Между тем Киинов предупредил о потенциале для волнений в других частях Западного Казахстана, в том числе в Атырауской области, где имеет место освоение огромного оффшорного месторождения Кашаган. “Строительные работы по первой фазе Кашагана почти закончены, что представляется хорошей новостью, но когда строительство завершится, 7000 человек потеряют свои рабочие места. Нам нужно думать о том, кто возьмет их на работу”, — сказал Киинов”.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена