“Portes Ouvertes France”: Дан ход международной петиции для оказания влияния на решение властей Казахстана

Издание “Portes Ouvertes France” опубликовало 26 сентября текст обращения под названием “Kazakhstan : Un pasteur ouzbek en danger d’extradition” — “Узбекский пастор под угрозой экстрадиции”.

В предисловии к нему говорится следующее: “Если Максета Джаббарбергенова экстрадируют в Узбекистан, ему грозит до шести лет лишения свободы за “незаконную религиозную деятельность”. Задержанный в Казахстане, он ждет вердикта. Подпишите петицию, чтобы повлиять на это решение”.

Далее следует текст обращения. Организаторы этой акции призывают людей доброй воли подписываться под ним. И потом уже отправлять петицию по адресу посольства Казахстана в своих странах.

В общем, речь идет о кампании по оказанию воздействия на власти нашей страны при принятии ими решения по вопросу экстрадиции гражданина Узбекистана Максета Джаббарбергенова. Следовательно, такая петиция уже начала, наверное, поступать в официальные представительства Республики Казахстан за рубежом. Или – вот-вот начнет.

32-летний Максет Джаббарбергенов со своей женой и детьми пребывает в Казахстане под статусом беженца, который был присвоен в 2008 году представительством ООН по делам беженцев в нашей стране. Он является протестантским священником из Узбекистана.

Христианин-пятидесятник (направление в протестантизме) Максет Джаббарбергенов принял эту новую для себя религию в 2000 году. Он возглавил общину в своем родном городе Нукусе, столице автономной республики Каракалпакстан, где, как сказано в тексте опубликованного изданием “Portes Ouvertes France” обращения, протестантские церкви не признаются властями. Ему вменяется в вину то, что он выступал как пастор домашней церкви. Максет Джаббарбергенов уже 6 раз представал перед судом. И в 2007 году, после того, как “полиция вторглась в его дом и произвела там обыск, он решил покинуть страну и перебраться вместе с семьей в соседний Казахстан”. В случае возвращения на родину ему, как утверждается, “грозит до шести лет лишения свободы”.

Узбекские власти объявили его в межгосударственный розыск. В ордере на розыск, как сообщается, сказано: “Если местонахождение Джаббарбергенова будет установлено, прошу задержать его и сообщить нам. Мы немедленно вышлем конвой”.

Максета Джаббарбергенова задержали 5 сентября в Алматы, крупнейшем городе Казахстана, куда он прибыл в поисках убежища, как отмечают авторы обращения, опубликованного изданием “Portes Ouvertes France”, “от преследований в своей стране”. Перед тем, как это произошло, Максет Джаббарбергенов позвонил в Казахстанское международное бюро по правам человека. Он сказал, что его вызывают в полицию якобы по поводу задержания родственницы жены. Мол, ему просто надо будет написать объяснительную. А тем же вечером в эту организацию позвонили из УВКБ ООН и сообщили о задержании Максета.

А 7 сентября Бостандыкский районный суд выдал санкцию на его арест до сорока дней, пока Генеральная прокуратура не примет решения о том, следует его передавать узбекской стороне или нет.

Его супруга обратилась в правозащитникам. По ее словам, Максета обвиняют в религиозном экстремизме.

“В камере Максет ожидает вердикта Верховного Суда Казахстана, который должен решить, будет ли он депортирован в свою страну, как того требует правительство Узбекистана, или он может пользоваться статусом беженца, как того рекомендует ООН. Дан ход международной петиции для оказания влияния на вердикт”, — сообщается в тексте обращения под названием “Kazakhstan : Un pasteur ouzbek en danger d’extradition” — “Узбекский пастор под угрозой экстрадиции”, опубликованном изданием “Portes Ouvertes France”.

У Максета Джаббарбергенова четверо сыновей, один из них родился в Казахстане. Его жена Айгуль ждет пятого ребенка.

В связи с делом Максета Джаббарбергенова власти Казахстана оказывается в непростой ситуации. Добрососедские отношения с Узбекистаном очень важны для нашей страны. Впрочем, для властей Казахстана в данном случае при принятии решения по делу узбекского беженца вопрос может стоять не столько о желании установить теплые отношения с официальным Ташкентом, сколько о стремлении избежать дальнейшего осложнения связей с ним. В Узбекистане не только говорят и пишут, но даже уже снимают документальные фильмы о транзитном использовании Казахстана для выезда в дальнее зарубежье людьми, разыскиваемыми не только узбекскими правоохранительными органами, но и даже Интерполом.

Вот всего лишь одно свидетельство об этом. Шведское англоязычное издание “The Local” в конце мая 2010 года опубликовало со ссылкой на французское международное информационное агентство AFP репортаж под названием “Sweden sheltering terrorist cleric: Uzbek TV”, в котором утверждалось следующее: “Священнослужитель, базирующийся в Швеции, был обвинен по узбекскому государственному телеканалу в подстрекательстве к самоубийственной атаке на посольство США в 2004 году, а также в управлении серией громких убийств в прошлом году. В документальном фильме, который был показан в четверг вечером, говорилось, что Обидхон Назаров, когда-то популярный в Узбекистане проповедник, который бежал в соседний Казахстан в конце 1990-х годов, вылетел в Швецию с помощью “иностранных спецслужб” в 2005 году. “Хотя Назаров был объявлен в розыск узбекскими правоохранительными органами, в том числе Интерполом, он смог свободно улететь из аэропорта Алматы при помощи невидимых рук… и нашел безопасное убежище в Швеции”, — было сказано в документальном фильме. В нем говорилось, что из Швеции “он все также пытается восстановить свою группу джихада”, которая планировала террористические атаки в Узбекистане. Назарову был предоставлен статус беженца Верховным комиссаром Организации Объединенных Наций по делам беженцев в 2006 году, и в последние годы он открыто проживал в Швеции, где критиковал власти Узбекистана. Назаров, бывший имам мечети Тохтобой в узбекской столице Ташкенте, ранее отрицал связи с экстремистами в Узбекистане, бывшей советской республике с преимущественно мусульманским населением. При атаках в июне прошлого года были убиты заместитель директора религиозной школы и ряд старших должностных лиц службы по борьбе с терроризмом. Впоследствии, как утверждают правозащитные группы, было арестовано более 90 человек, и большинство оказалось заключено в тюрьму вследствие закрытых судебных процессов. В документальном фильме показали несколько обвиняемых, свидетельствующих против Назарова, и было сказано, что убийства явились последней попыткой Назарова дестабилизировать Узбекистан после предыдущей попытки в 2004 году”.

Нынешняя ситуация, при принятии властями Казахстана по ней благоприятного для узбекского беженца решения, может вновь ухудшить их отношения с официальным Ташкентом.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена