“Oil&Gas Journal”: Интервью Кристофера Смита с Тимуром Кулибаевым: Чему отдается приоритет в Казахстане?!

Издание “Oil&Gas Journal” опубликовало материал в виде интервью с Тимуром Кулибаевым под названием KazEnergy chairman details Kazakhstan oil, gas development. С ним беседу вел Кристофер Смит, редактор по трубопроводам.

OGJ: Разработка месторождения Кашаган представляет особые технические трудности: очень высокое давление газа, высокое содержание серы и в то же время враждебная и уязвимая среда Северного Каспия. Там были задержки, но производство I фазы теперь, похоже, готово к старту в 2013 году. Как быстро, вы предполагаете, появится возможность наращивания добычи на Кашагане? Когда II фаза может быть введена в действие? Какие из текущих производственных задач для месторождения можно выделить?

Тимур Кулибаев: Мы ожидаем вступление I фазы в действие в следующем году [в марте]. Мы называем это промышленной экспериментальной фазой. После этого нам, вероятно, понадобится пара лет для полного понимания того, как же все объекты, которые мы построим, работают и как сам резервуар работает, с тем, чтобы принимать дальнейшие решения по технологическому инвестированию.

Несомненно, добыча и производительная мощность на Кашагане будут расширены, но на сегодняшний день не существует согласованного и утвержденного графика расширения. Мы обсуждаем модульный подход к расширению нашей добычи с достижением уровня в 200 тысяч баррелей в день [в конце экспериментальной фазы]. Наши планы на ближайшее будущее включают достижение производительности в 450 тысяч баррелей в день (б/д) в ходе I фазы. Когда Кашаган достигнет своей полной мощности, он будет производить около 1,5 миллиона б/д.

Как у других инвесторов, так и у нас самих есть общий интерес в том, чтобы видеть освоение Кашагана, и мы все будем продолжать выискивать наиболее оптимальные решения для этого месторождения в технологическом, финансовом и экологическом плане.

OGJ: Вместе с ростом добычи должен будет увеличиваться экспортный потенциал. Освоение природного газа отстает от нефти, условно говоря, по меньшей мере, частью из-за транспортных ограничений. Первое, что же планируется в смысле расширения мощностей по транспортированию сырой нефти? Второе, что предполагает нынешний приоритет в плане совершенствования использования ресурсов природного газа в стране — расширение внутренней инфраструктуры и увеличение потребления или улучшение вывоза в экспорт?

Тимур Кулибаев: Это — два очень важных вопроса. Что касается сырья, на сегодняшний день наши основные экспортные маршруты включают КТК [Каспийский трубопроводный консорциум] и трубопровод “Атырау-Самара” (АС). АС транспортирует 12 млн. тонн в год, а КТК — 13 миллионов тонн в год. Есть еще нефтепровод “Казахстан-Китай”, а также морской порт Актау, который является нашими воротами в Баку и на Черное море.

Проект расширения КТК продолжается. Мы планируем увеличить пропускную способность КТК посредством расширения и модернизации до 67 млн. тонн в год к 2016 году. Также ведется работа по расширению трубопровода в Китай, и у нас есть планы по увеличению пропускной способности там до 20 млн. тонн в год.

Наши планы по добыче нефти сочетаются с нашими планами по развитию транспортной инфраструктуры. Мы диверсифицировали наши экспортные маршруты. Наши основные экспортные маршруты следуют через Россию, но мы теперь также имеем прямой доступ к китайскому рынку. Мы имеем доступ к южно-кавказскому коридору, и у нас на будущее есть планы по расширению нашего участия в проекте трубопровода “Баку-Тбилиси-Джейхан”.

Что касается природного газа, нашим приоритетом номер один является внутренняя газификация. Основная часть нашего газа — это попутный газ. У нас не так уж много потенциала в плане месторождений природного газа. Сейчас мы производим около 40 млрд. кубометров в год. Большая часть от этого газа потребляется нашими производителями нефти для обратной закачки или других потребностей технологического процесса. Мы используем около 10 млрд. кубометров в год для удовлетворения других внутренних потребностей по газу.

В то же время у нас есть большой потенциал в плане транзита газа. У нас уже есть среднеазиатский газопровод, проходящий через нашу территорию, связывающий Среднюю Азию с Россией. Транзитный газопровод в Китай также пересекает Казахстан, его пропускная способность 40 млрд. кубометров в год, которая достигнет 65 млрд. кубометров в год при расширении.

Мы строим внутренний газопровод для соединения Западного Казахстана с Южным Казахстаном, связывая наш основной производящий регион с нашим основным потребляющим регионом. Это также позволит подключиться к транзитному газопроводу в Китай.

Наша программа по внутренней газификации является успешной, а также у нас налажены плодотворные взаимоотношения с “Газпромом”. Есть совместное с “Газпромом” предприятие, называемое “КазРосГаз”, которое станет продавать наш газ с Карачаганака в России после того, как две трети мы используем для газовых поставок на внутреннем рынке.

Мы также совместно решаем вопрос поставок газа остальному Казахстану, в том числе столице Астане. У нас приоритет будет отдаваться внутренней газификации. Но вместе с тем, мы уже располагаем доступной экспортной инфраструктурой, и у нас на тот случай, когда наша продукция сделается достаточно большой, чтобы мы могли еще и экспортировать ее, имеются выходы, через которые мы сможем это сделать”.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена