Депутатская тень на министерский плетень

Обсуждать проблемы квантовой механики или нанотехнологии рискнет не каждый, а в футболе, политике и сельском хозяйстве традиционно разбираются все. Такова уж человеческая натура. Но когда публичные заявления на основе непроверенных данных делают депутаты парламента это недопустимо.

Как уже не раз говорилось, некоторые мажилисмены публично наводят тень на плетень, не позаботившись о серьезной аргументации, принимая на веру заказные публикации в сомнительных СМИ. Хотя все данные по этим же вопросам легко можно получить из официальных источников.

Шоу продолжается

Подобные вещи стали часто происходить во время проведения “Правительственного часа”, которые отдельные “слуги народа” стремятся превратить в ток-шоу типа малаховского “Пусть говорят”. Примером такой работы является наезды на министерство сельского хозяйства.

Как известно, в нашем селе проживает порядка 44 процентов населения и традиционно (так в любой стране) уровень жизни там всегда ниже, чем в городе. И поэтому, поднимая проблемы сельского хозяйства и шире села в целом, можно заработать имидж радетеля интересов почти половины населения республики. Кто бы возражал, если это делается квалифицированно и аргументировано.

Вот пример, один депутатов с трибуны парламента утверждал буквально следующее: “В течение последних двух лет Министерство сельского хозяйства превратилось в “кормушку для коррумпированных чиновников”. Минсельхоз стал “министерством тотальной коррупции”. В 2011 году, по данным Комитета по правовой статистике Генеральной прокуратуры, осуждено 35 работников вашего министерства. В отношении 45 сотрудников возбуждены уголовные дела, приняты меры дисциплинарного взыскания по коррупционным правонарушениям к 80 вашим сотрудникам. Среди всех этих должностных лиц 25 являются руководителями того или иного звена. Как долго будет продолжаться такая картина в вашем министерстве?

Не правда ли апокалипсическая картина? Но как писал Станислав Ежи Лец, в действительности все не так, как на самом деле.

Во-первых, называя абсолютные цифры не надо забывать о численности работников Министерства сельского хозяйства (МСХ), которая намного выше чем в остальных (кроме МВД и Минобороны) министерствах и ведомствах. Если учитывать также число контрольных и разрешительных функций, то в процентном отношении работники Минсельхоза привлекаются к ответственности не чаще, чем во многих других госорганах.

Всякий знакомый с азами судопроизводства знает, что учетом времени необходимого на проведение следственных мероприятий и рассмотрение уголовных дел в суде, большинство осужденных в 2011 году получили сроки за преступления совершенные в предыдущие годы. А именно — из 35 осужденных в 2011 году только 8 работников совершили преступления после назначения министром Асылжана Мамытбекова. Остальные отвечали за прежние грехи. Трудно ли это проверить депутату, прежде чем публично бросить увесистый булыжник в огород А.Мамытбекова, обозвав Минсельхоз “министерством тотальной коррупции”? Очевидно, что нет. Следовательно мы имеем либо непрофессионализм, либо умысел. И то и другое не красит члена парламента страны.

Боле того, если обратиться к официальным данным, то, наоборот, за последние два года, ситуация с антикоррупционной борьбой в МСХ улучшилась. К примеру, в 2011 году было осуждено 35 работников МСХ, то за истекший период 2012 года – 13 работников. В 2010 году к административной ответственности было привлечено 11 работников, та в 2011 и 2012 годах лишь 6 и 2 работника соответственно. К дисциплинарной ответственности в 2010 году было привлечено 256 работников, в 2011 и 2012 — соответственно 80 и 29 работников.

Кроме того, МСХ будучи весьма разветвленной структурой, подразделения которого имеют много контрольных функций проводит большую работу по совершенствованию разрешительных процедур. Так, с 2011 года проведена большая работа по утверждению стандартов госуслуг, на текущий момент утверждены уже 48 из 54.

Важно подчеркнуть, что неуклонно устраняются излишние административные барьеры. Например, с 2011 года отменена экспертиза зерна в РГП “Фитосанитария”. А ведь раньше нужно было обязательно предъявить зерновому инспектору сертификат этой организации, а его офисы есть не в каждом районе и ехать за ним приходилось по 200-300 километров. Теперь же эту экспертизу проводят сами инспекторы, обеспеченные всем необходимым оборудованием.

Другой положительный пример – отмена лицензирования экспорта зерна с февраля текущего года. Сельхозпроизводители получили право заключать прямые контракты по поставке зерна в другие страны, минуя процедуру лицензирования.

Порт приписки

Или другой депутат утверждает:Один из самых красноречивых примеров – это работа зернового терминала «Ак бидай Терминал» в единственном в стране морском порту Актау. Испытать на своем примере все круги коррупционного ада, выстроенного чиновниками Министерства сельского хозяйства вокруг зернового терминала, довелось ТОО …. Все выглядит так, “Ак Бидай терминал” на регулярной основе обеспечивает перевалку только трем, четырем компаниям…”

То есть МСХ опять обвинен в серьезном нарушении закона. Но уважаемому депутату не стоило делать столь далеко идущие выводы по работе терминала только на основании скандальных газетных статей (к слову, терминал подал иск на 100 млн.тенге на одно из подобных СМИ). Он мог бы свободно получить фактические данные и изучить нормативную базу по данному вопросу.

Так вот, в реальности же в этом порту перевалку зерна осуществляет более 20 компаний! При этом проверки, проведенные соответствующими государственными органами, нарушений в деятельности АО “Ак бидай терминал” в части навязывания каких-то коррупционных схем не выявили.

Если же сравнить цифры отгрузки, то получится, что из года в год растет перевалка зерна через данный терминал. К примеру, если в 2006-2007 гг. через этот терминал проходило 130-180 тыс. тонн в год, то в 2009-2011 гг. в среднем в год более 400 тыс. тонн. И это несмотря на то, что с октября 2010 до сентября 2011 года Ираном вводились ограничения на ввоз пшеницы. За истекший период 2012 года через терминал уже отгружено 425 тыс. тонн.

Конечно, в урожайные годы и этих мощностей не хватает для зерновых экспортеров, но уж точно не было, ни монополизации терминала, ни коррупционных схем, в чем был так уверен депутат. Народная пословица утверждает, что каждый суслик в поле – агроном. Но в отличие от сусликов, народным избранникам национального уровня всегда следует взвешивать свои публично сказанные слова и поступки. Потому что им цена совсем иная.

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена