“Georgia Online”: ГНКАР стал почти монопольным поставщиком газа в Грузии. “КазТрансГаз Тбилиси” оставляется на милость азербайджанской компании. Часть

Сетевое издание “Georgia Online” опубликовало репортаж под названием SOCAR takes over gas distribution in Georgia.

В нем говорится так: “Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР) приобрела газораспределительную компанию “Itera-Georgia” — дочернюю компанию российской группы “ITERA International Energy LLC”, — сказал журналистам 1 ноября президент ГНКАР Ровнаг Абдуллаев”.

С подписанием этого договора его структура становится единственным поставщиком газа по всей Грузии, за исключением города Тбилиси, газораспределительная сеть которого с мая 2006 года принадлежит казахстанскому АО “КазТрансГаз”. Что это значит?

Во-первых, это значит, что россияне окончательно перестают заниматься поставками природного газа для Грузии, передавая свои связанные с такой задачей активы азербайджанцам. Следовательно, акционерное общество “КазТрансГаз Тбилиси” лишается не только практической, но и даже гипотетической возможности приобретать газ напрямую у России. Скажем — у того же “Газпрома”, с которым материнская компания тбилисской газораспределительной фирмы “КазТрансГаз” в куда большей мере, чем с ГНКАРом, связана взаимными интересами.

Во-вторых, это значит, что АО “КазТрансГаз Тбилиси” в плане получения доступа к поставкам природного газа фактически оставляется на милость азербайджанской нефтяной компании, сделавшейся почти уже полным победителем в борьбе за получение контроля над газораспределительной сетью Грузии. И она как монополист может отныне диктовать цены казахстанским хозяевам бывшего “Тбилгаза”.

Поэтому сейчас ошибочность принятого в свое время решения о покупке газораспределительной сети города Тбилиси представляется более чем очевидной. Видимо, рано или поздно уступать “Тбилгаз” азербайджанцам все же придется. И вряд ли при этом удастся настоять на том, чтобы окупились все расходы на его покупку, текущее содержание, ремонт и модернизацию. ГНКАР сейчас уже в таком положении, что может диктовать цену не только на газ для газораспределительной сети столицы Грузии, но и на сам “Тбилгаз”. Монополист есть монополист. И глупо, занимая такое положение, упускать свою выгоду.

Путь “КазТрансГаза” в качестве инвестора в Грузии вовсе не был усеяна розами. Свыше трех лет тому назад, 16 марта 2009 года грузинскими властями был назначен специальный управляющий в тбилисской газораспределительной компании “АО “КазТрансГаз Тбилиси”. Такой шаг, как сообщалось, был обусловлен тем обстоятельством, что накопленная ей кредиторская задолженность превысила на то время 80 млн. лари, что составляла по тогдашнему курсу порядка $47,4 млн. В том числе неоплаченный долг компании за закупленный у поставщиков газ достиг, оказывается, 68 млн. лари или $40,3 млн.

В общем, действующая в столице Грузии и являющаяся с весны 2006 года собственностью Казахстана газораспределительная компания за неполное трехлетие в таком качестве оказалась в долгу, как в шелках. И это после того, как казахстанская сторона успела за столь короткий срок вложить десятки и десятки миллионов долларов в реструктуризацию и модернизацию всего комплекса этих самых сетей. И все же она оказывалась настолько несостоятельной, что ей дали внешнего управляющего.

Впрочем, ничего удивительного в подобном варианте развития событий нет. Другого, пожалуй, и не стоило ждать. Чтобы внести большую ясность в суть наших рассуждений, нам приходится говорить об этой ситуации как об одном из следствий крайне огорчительного для нас стремления Запада придать дополнительный импульс развитию экономик некоторых периферийных стран новой, расширяющейся Европы за счет поддержки энергетическими ресурсами из Казахстана.

Западные столицы чрезвычайно настойчиво и последовательно подвигали и подвигают Астану к принятию соответствующих целям такой задачи решений, которые, как правило, оказываются предельно выгодными покровительствуемым могущественными державами “бывшим братским” по социалистическому лагерю республикам и очень разорительными для самого Казахстана.

Тут ведь вот в чем еще дело. Те слаборазвитые по европейским меркам государства из бывшего мира социализма, которые расположены, хоть и к западу от нас, но слишком далеко от корневых центров Европы и которые, тем не менее, жаждут быстрейшего присоединения к числу развитых экономик и состоятельных обществ, ждут осязаемой материальной помощи и реальной поддержки. Прежде всего — именно со стороны Запада.

Но там нет таких, скажем, дураков, которые стали бы только из чувства политической или идеологической солидарности вкладывать деньги в безнадежно устарелые и совершенно изношенные предприятия где-то на окраине бывшего Советского Союза.

И вот тогда и появляется идея о привлечении возможностей находящегося в другом конце постсоветского пространства Казахстана. Почему мы соглашаемся на такое – это уже другой вопрос.

В качестве примера можно рассмотреть как раз случай с предприятием “Тбилгаз”, владеющим газораспределительной сетью в столице Грузии. До тех пор, пока не купил его казахстанский инвестор в лице “КазТрансГаза”, оно было совершенно безнадежным не только в смысле воспроизводства устаревающих и изнашивающихся производственных ресурсов, но и даже в том, что касалось сбора платежей за текущие поставки “голубого топлива”.

В самом начале прошлого десятилетия его положение в смысле расчетов с поставщиками газа извне было такое же аховое, какое оно было и у всей Грузии. К началу 2001 года у республики накопился долг перед туркменами за их газ в размере $0,5 млрд. То есть — в объеме, равном одной шестой части всего грузинского ВВП ($3,1 млрд.) на тот период. К тому времени Туркменистану просто надоело иметь дело с безнадежным покупателем, и он покинул рынок природного газа Грузии, жалуясь на то, что она никак не расплатится с долгами за прежние поставки.

(Окончание следует)

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена