Астана. 7 ноября. КазТАГ — Асель Кожагулова. Методы рационального использования энергетических ресурсов обсуждаются во всем мире не первый год. По отзывам экспертов, для Казахстана энергоэффективность предприятий особенно актуальна из-за высокой удельной энергоемкости экономики. О том, какие способы сбережения могут быть использованы в секторе энергопотребления, какие при этом возникают сложности и для чего нужен энергоаудит, агентству рассказал президент АО “Казахэнергоэкспертиза” министерства индустрии и новых технологий РК Сунгат Есимханов.
***
— Начнем с вопроса об энергосбережении: какой политики в этом секторе придерживается Казахстан? Существуют ли на сегодня решения, проекты, которые реализовались на практике?
— Есть первое понятие в энергосбережении – энергоемкость. Это агрегированный показатель, по которому в той или иной мере можно сравнить энергоэффективность стран с различающимися экономиками. По уровню энергоемкости мы отстаем и от наших ближайших соседей, и от передовых стран. Например, от Беларуси — в 1,6 раза, а от Японии и Германии — в 19 раз.
Напомню, перед страной глава государства поставил задачу: энергоемкость ВВП снизить на 10% к 2015 году. В последние 2 года у нас новая политика в этом направлении, принят соответствующий закон, принят комплексный поэтапный план действий. В 2013 году мы планируем проведение энергоаудита всех крупных предприятий страны. Именно от проведения энергоаудита, от его результатов и будут зависеть появление каких-либо проектов и практических решений.
— Скажите, а сколько можно сэкономить денег государству и бизнесу за счет внедрения проектов по энергосбережению, есть ли такие расчеты или какой-то опыт?
— У нас 15 крупных предприятий потребляют 35% электроэнергии всей страны. Я их все называть не буду, но интересный факт, верно? А потребление электроэнергии населением — небольшая доля для энергосбережения.
Например, один Аксуский ферросплавный завод почти 5,5 млрд кВт/ч использует – это 7% всего потребления страны. В прошлом году мы провели пилотный проект, привлекли немецкое энергетическое агентство “Дена”, сделали даже не такой глубокий энергоаудит ферросплавного завода, и уже увидели, что 15% резерва есть, таков потенциал в энергосбережении. От их объема потребления 840 млн кВт/ч можно сэкономить.
Еще пример: Петропавловский машиностроительный не так много потребляет, но потенциал у него для энергосбережения огромный, потому что там старое и энергоемкое оборудование.
Если 15 самых сильных предприятий-потребителей страны начнут экономить до 20% своей энергии, в год можно больше 7 млрд кВт час экономить или 74 млрд. тенге. Представьте: это означает, что в стране можно не строить одну новую электростанцию.
— Так есть ли какие-то проекты, которые демонстрируют рост энергоэффективности на предприятиях? Более или менее удачные разработки?
— Мы начали работать с крупными предприятиями. Их 200. У каждого из них есть свои планы по энергосбережению. Вот эти 200 предприятий, они вкупе экономят около Т5 млрд в год за счет различных мероприятий. Естественно, они еще не пришли к тому, чтобы вложить свои деньги в энергосбережение и повышение энергоэффективности своего предприятия, но работа в данном направлении идет.
У нас же менталитет такой… Обязательные нормы закона вступят в силу, энергоаудит пройдет, на предприятиях увидят свой потенциал, и тогда уже будут вкладывать деньги.
Если говорить более конкретно, то вот, я называл Аксуский завод. Там модернизировали печь, увеличили производительность, энергоэффективность. Чем не пример крупного удачного проекта? На тех же ТЭЦ или ГРЭС капитальные ремонты проводятся, вводятся новые турбины. На Экибастузской ГРЭС фильтры ставят в блоках, собственно, это плановая работа, а на 99% идет очищение выбросов…
— Производят ли в РК энергосберегающее оборудование? Если нет, где закупается и насколько быстро окупается?
— Какие-то попытки в этом направлении делаются. Ну, первое, что самое легкое, – это энергосберегающие лампы, их выпускают 5-6 предприятий уже.
Потенциальные поставщики энергосберегающего оборудования для наших предприятий из разных стран. Сейчас поставки в основном идут из Европы и США. Японские технологии очень современны, и, чтобы их приобрести, крупные предприятия должны делать миллиардные инвестиции.
О сроках окупаемости подобного оборудования — это отдельный разговор должен быть, с расчетами и прочим…
— Можете назвать неотложные мероприятия по энергоэффективности, которые следует выполнить в стране?
— Самое первое, что необходимо делать после вступления закона “Об энергосбережении и энергоэффективности”, — проведение энергоаудитов. Потому что одно дело, когда сами специалисты предприятия работают и знают что-то, и другое – когда происходит полное инструментальное обследование.
— И как следует осуществлять энергоаудит предприятия? Кто им будет заниматься? Какие объекты подпадают под обязательное энергетическое обследование?
— Начнем с определения. Энергоаудит – это обследование с целью выявления целесообразного объема, — с экономической и технической точек зрения, — энергосбережения. Сюда же присовокупим выдачу рекомендаций с расчетами, как его реализовать. Подпадать под энергоаудит будут производства, у которых потребление больше 1500 тонн условного топлива. Около 2000 предприятий будут обязаны в течение 3 лет пройти энергоаудит. Мы сейчас отрабатываем около 200 крупных предприятий, которые в 2013 году начнут проводить у себя такую экспертизу. В результате сформируется план мероприятий, которые они будут обязаны выполнять, чтобы снизить свою энергоемкость.
Касательно того, кто будет заниматься проведением энергоаудита: для этого планируется создание специальных центров по подготовки специализированных аудиторов. Государство защищает свой рынок и вводит правила, по которым энергоаудит смогут осуществлять только аккредитованные в Казахстане компании. Поэтому аккредитовываться будут только наши компании, но они могут привлечь в партнеры иностранную. Научатся в первый год сотрудничества, а потом будут сами делать.
— Кроме крупных потребителей энергии, кто еще будет подпадать под энергоаудит?
— В стране будет создан государственный энергетический реестр, куда попадут все крупные предприятия-потребители, и еще все бюджетные организации – школы и больницы. Они не обязаны будут проходить энергоаудит, но их обяжут выполнять все мероприятия, направленные на энергосбережение.
Кроме того, все предприятия – потребители электроэнергии, — кроме госучреждений, обязаны будут внедрить стандарты энергоменеджмента.
Если все мероприятия по энергосбережению будут выполняться всеми, включенными в госреестр предприятиями и учреждениями, то в будущем можно экономить ежегодно до 12 млрд кВт/ч. В денежном выражении это около Т200 млрд в год.
— Как решается вопрос подготовки кадров в сфере энергосбережения, энергоаудита?
— С кадрами, если честно, проблема. Мы целый год занимались проведением всяких семинаров, около 500 человек прошли разного вида курсы. А профессиональная подготовка кадров начнется в следующем, 2013 году. Стоит задача в течение нескольких месяцев создать учебные центры, совместно с министерством образования и науки будет утвержден план обучения.
Еще в комплексный план мы включили такой пункт, когда все местные исполнительные органы должны иметь специалиста-энергоменеджера. В вузах уже вводится специальность “энергоменеджмент”. Например, агротехнический университет в Астане уже в этом году набрал группу из 27 студентов, их подготовят энергоаудиторами. Такую группу набрали впервые. В Актобе университет тоже выходит к нам с предложением вести соответствующий курс.
— Скоро ли вы видите Казахстан энергоэффективным?
— Для страны задача стать энергоэффективной — очень и очень серьезная. Я не могу сказать, что в какой-то определенный год мы станем энергоэфективными. Даже Германия и Япония до сих пор идут к определенному уровню. Мы не сможем завтра-послезавтра стать как Германия, потому что эта страна все свои энергоемкие заводы вывезла в Восточную Европу. Если бы у нас сейчас не было 3-4 наших крупных заводов, мы бы были очень энергоэффективным государством…
Могу сказать открыто: к тем высотам, которых достигли эти страны в энергосбережении, нашему поколению вряд ли будет возможно прийти. Но мы должны проводить эту работу.
Даже если в 2020 году достигнем тех целей, которые поставлены президентом, все равно страну нельзя будет назвать энергоэффективным государством. Есть один нюанс – у нас сложное наследие, промышленность чрезвычайно энергоемка. Над этим надо работать.
— Спасибо за интервью.