“Атамекен” предлагает отдать таможню предпринимателям: как это понимать?

С непривычки предложение выглядит даже эпатирующим. Мало нам коррупционеров-чиновников, дадим урвать свое еще и коммерсантам!

Но я вот подумал, и вот что у меня получилось:

Зачем, собственно говоря, государства придумали таможни? Тут две главных и одна вспомогательная функции: во-первых, защитить собственного производителя от чрезмерного давления зарубежных конкурентов, во-вторых, иметь полную картину, сколько и чего в страну ввозится-вывозится, ну, и, в-третьих, получить денежку в бюджет.

Исполнение же, как известно, наиболее эффективно получается у того, чей собственный интерес тоже завязан на общий желаемый эффект. Но таможня-то как раз ни на что такое не завязана!

До поддержки национального производителя и засилья иностранных товаров таможенной вертикали вообще нет дела. Таможенный учет – тот сам в ее руках: за что отчитается, то и правда, истинной картины все равно никто не знает! Сбор денег – это да, это непосредственный интерес любого таможенника, сверху донизу, но как раз перечисления в бюджет — дело совершенно косвенное. Отчет о таможенных сборах важен для создания официально благополучной картины, причем все отталкивается “от достигнутого”: собрал чуть больше тех, кого посадили до тебя – уже и хорошо!

Получается, что таможенная служба как раз таки идеально выстроена для того, чтобы работать не на государство, а на себя! Это, если объективно посмотреть, не чиновничья, а чисто предпринимательская структура, ориентированная, как и положено в бизнесе, на извлечение собственной прибыли. В этом смысле тот же знаменитый Хоргос – самый успешный бизнес-проект в нашей стране: у него товарообороты на зависть всем “Карметам” и “Казахмысам”, сверхприбыли же таковы, что и нефтяникам не снились.

Не случайно именно за Хоргос идет непрерывное бизнес-сражение, только облаченное в форму как бы борьбы с коррупцией. Причем конкурирующие бизнес-структуры тоже облачены в полицейские, прокурорские и прочие мундиры, плюс комитетчики в штатском.

Но, я вам скажу, именно потому, что эти бизнесы сражаются между собой как бы от имени государства, от такой их конкуренции потребители не выигрывают, как это положено на рынке, а дополнительно проигрывают. Чем яростнее различные спецслужбы подстерегают и подставляют друг друга, тем больше суммарный коррупционный навес на все пересекающие таможню товары.

Опять-таки, если посмотреть на таможню как на бизнес-структуру – устроена она совершенно бездарно с точки зрения оптимизации прибыли и совершенно гениально с точки зрения бездарного ее распыления. Ну где еще, скажите пожалуйста, в казахстанском бизнесе, начиная от снабжения ГСМ и кончая лекарствами, существует столь длинная цепочка посредников, ни для чего, кроме как для извлечения своей части дохода, не предназначенная?!

В минфин-таможенной вертикали, от первого руководителя и до рядового инспектора, существует десятка три иерархических ступенек, каждая из которых важна с точки зрения назначения кадров на должности, и еще для промежуточной отчетности, а более они ни для чего особо и не нужны. Сама такая система, извините, провоцирует мздоимство даже при абсолютно идеальном чиновничестве. На нашем же рынке, где главным предметом купли-продажи является государственная должность, коррумпированность фискально-таможенной вертикали заложена в ее и организационную, и ментальную конструкцию. Хапать приходится много, быстро и нагло – иначе такой служебный бизнес не оправдывается…

Теперь что будет, если к такой системе подпустить еще и предпринимателей?

Ну, во-первых, ничего не добавится, потому что предпринимательская часть в таможенную систему и без того уже вставлена. Это брокерские конторы, оформляющие свою часть таможенных процедур. Будучи частью системы, таможенные брокеры, разумеется, погружены и в таможенную коррупцию, … вот только о чисто брокерских взятках, громких скандалах и посадках слышать как-то не приходилось.

Почему?

Да потому, что собственно брокерский интерес как раз таки связан с легальным оформлением таможенных грузов – именно с этого они и имеют свою часть дохода.

Поэтому предложение “Атамекена” надо, наверное, понимать не так, чтобы заменить коммерсантов в погонах коммерсантами в цивильном, а просто оставить таможню вот этим самым уже имеющимся там брокерам. Переложив на них и обязанности чиновников тоже. Между прочим — не велика добавка.

Теперь представим:

Заезжает на Хоргос фура и может, на выбор, вставать под оформление любого из, допустим, пяти брокерских терминалов. Бесконечная очередь, точно, рассосется, поэтому и нам, покупателям, за недельные-месячные простои платить уже не придется. Коррупционные накрутки тоже, пожалуй, упадут – покупатели ведь с беспошлинного таможенного провоза ничего не имеют, и официальная пошлина и много чего сверху разворовывается задолго до прилавков. Брокеру же как раз официальное оформление принципиально выгодно: больше положенного он взять не сможет, меньше же записать – себе в убыток.

Конечно, искушение взять себе в карман – оно тоже остается, но, судите сами:

За вороватостью подчиненных будут следить уже сами хозяева брокерских контор, а это не бесконечная чиновная лестница, а ступеньки две-три: собственно служащий, менеджер и хозяин. Плюс, взаимное отслеживание коррупции в конкурирующих брокерских конторах. Конечно, и здесь возможен сговор, таможенная мафия, но если в нынешнюю чиновную систему это органически заложено, то предпринимательская таможенная система будет этому органически сопротивляться.

Во всяком случае, внешний государственный контроль за таким таможенным бизнесом, прокурорский ли, кнб-шный ли, станет осуществимей нынешнего.

А если к тому же обеспечить реальную конкуренцию и самих брокерских контор: сдавать терминалы в аренду по тендеру, разрешать строить дополнительные коммерческие пропускные пункты – мы все, пожалуй, только выиграем.

А как же пограничный контроль, контрабанда наркотиков, оружия и всего прочего запрещенного, спросите вы. Неужели тоже отдать коммерсантам?

Нет, это как раз дело пограничной службы. Государственное присутствие на таможенных переходах именно этим должно быть наполнено, и этим же и ограничиваться.

Ну, а самый главный аргумент в пользу коммерциализации таможни я приберег напоследок:

Нынешняя система настолько себя дискредитировала, и настолько доказала безнадежную неисправляемость, что никакие предпринимательские эксперименты новых рисков не несут – хуже все равно уже не сделаешь!

***

© ZONAkz, 2012г. Перепечатка запрещена