Поверенный в делах РК в Грузии АДИЛЬ ТУРСУНОВ: У торгово-экономических отношений Казахстана и Грузии – большое будущее

Тбилиси. 17 декабря. КазТАГ – Гиорги Циклаури. У Казахстана и Грузии – большое будущее в плане торгово-экономических отношений. В частности, Казахстан продолжит продвигать “Шелковый путь” вместе с новым правительством Грузии, в Астане не сняли с повестки дня вопрос о строительстве экспортного зернового терминала на Черном море, а также казахстанская сторона надеется на возвращение своего менеджмента в компанию “КТГ-Тбилиси”. Об этих и других вопросах взаимоотношений двух стран – в интервью агентству КазТАГ поверенного в делах Казахстана в Грузии Адиля Турсунова.

***

— Расскажите, каковы приоритеты работы посольства Казахстана в Грузии на 2013 год?

— Главнейший приоритет – дальнейшее укрепление отношений между Казахстаном и Грузией. Мы являемся дружественными государствами, партнерами, наша дружба уходит корнями глубоко в историю. У нас есть очень много направлений, по которым мы можем взаимовыгодно работать с Грузией. В первую очередь, это проекты в сфере экономики. Мы нацелены на них и ожидаем плодотворной работы с новым правительством Грузии.

— В последнее время складывалось мнение, что активность торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и Грузией понизилась. Насколько справедлива такая оценка?

— Визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 2005 году дал “зеленый свет” казахстанским инвестициям. После него казахстанский бизнес активно пошел в Грузию. Сегодня здесь работают и “КазТрансГаз”, и “КазМунайГаз-Сервис”, и “Ромпетрол”, компания “КазТрансОйл” приобрела Батумский порт вместе с нефтяным терминалом, и “БТА-Банк”, и “Халык Банк”. На протяжении нескольких лет мы были ведущим инвестором Грузии, занимали первое, второе, третье места. Казахстаский бизнес встраивался в грузинскую экономику кропотливо и целенаправленно. Несмотря ни на какие объективные сложности, ни одна компания отсюда не ушла – ни после войны 2008 года, ни после финансового кризиса 2009-2010 годов. Поэтому я бы не сказал, что уровень экономического сотрудничества снизился. Все компании последовательно работают над реализацией своих проектов. “КазМунайГаз-Сервис” заканчивает строительство санаторного комплекса в Ликани, Батумский порт по-прежнему переваливает грузы. “Ромпетрол” расширяет свою сеть в Грузии. Активно работают “БТА-Банк” и “ХалыкБанк”. Мы рады, что год назад открылись авиарейсы из Алматы. Мы активно сотрудничаем по всем направлениям, и я уверен, что у наших торгово-экономических отношений – большое будущее.

— Является ли прошедший 17 ноября текущего года визит вице-премьера Казахстана в Грузию признаком начала нового этапа в двустороннем сотрудничестве?

— Визит заместителя премьер-министра РК Ербола Орынбаева стал первым после прошедших в Грузии выборов. Это был наш первый контакт с представителями нового правительства. Контакт, скажу откровенно, очень позитивный. Основной целью визита было изучение опыта Грузии в сферах налогового и таможенного администрирования. Поэтому в состав делегации вошли министр финансов Болат Жамишев, министр транспорта и коммуникаций – сопредседатель казахстанско-грузинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Аскар Жумагалиев, председатель комитета таможенного контроля Мажит Есенбаев. Конечно, во время визита планировалось обсудить наиболее актуальные вопросы нашего торгово-экономического сотрудничества, и они поднимались на встречах с министром финансов Нодаром Хадури, министром экономики Георгием Квирикашвили и первым вице-премьером, министром энергетики Кахой Каладзе. Мы еще раз отметили большой потенциал двустороннего сотрудничества и договорились его реализовывать.

— Кстати, грузинские СМИ уделили основное внимание проблеме компании “КТГ-Тбилиси”, которой руководит назначенный государством управляющий…

— Во время переговоров затрагивалось очень много разных вопросов – начиная от сотрудничества в сфере изучения казахстанского опыта в деле реализации пенсионной системы, к чему у грузинской стороны был большой интерес, до реализации проекта “Новый шелковый путь”. Но действительно — особое внимание журналистов привлек вопрос возвращения компании “КазТрансГаз” в менеджмент “КТГ-Тбилиси”. Казахстанская сторона еще раз выразила свою позицию, которая заключается в том, что мы выступаем за возврат в управление нашей компанией. Мы также подчеркнули, что эта проблема не была создана новым правительством Грузии – она досталась ему в наследство от старого.

Я с большим оптимизмом смотрю на решение этого вопроса, потому что мы почувствовали с грузинской стороны понимание его важности. Переговоры прошли в очень позитивной, очень дружеской атмосфере, вселяют большой оптимизм и позволяют надеяться, что все проблемные вопросы, перешедшие к новому правительству от старого, решатся в ближайшее время.

Наши министры финансов договорились о создании рабочей группы для решения вопроса о погашении государственного долга Грузии перед Казахстаном. Скоро ожидается встреча экспертов. В ближайшее время также состоятся контакты по окончательному разрешению проблем, связанных с “КазТрансГаз-Тбилиси”.

— Планируются ли другие визиты в скором будущем?

— В настоящее время мы планируем проведение межмидовских консультаций и ждем, когда в парламенте Грузии будет сформирована группа дружбы с парламентом Казахстана, где такая группа уже есть. Недавно я встречался со спикером Давидом Усупашвили и мы обговорили этот вопрос. Ожидаем, что группа будет создана в ближайшее время, после чего планируем активизировать сотрудничество по линии законодательных органов.

Кроме того, в следующем году в Астане пройдет очередное заседание казахстанско-грузинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Сейчас мы согласовываем его сроки по дипломатическим каналам.

— А какие вопросы планируется рассмотреть?

— У нас есть несколько вопросов на перспективу. Первый из них – это проект “Новый шелковый путь”, инициированный президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. Эксперты подсчитали, что только между Китаем и Европой объем торговли на сегодняшний день составляет около 500 миллиардов долларов. К 2020 году этот объем увеличится до 800 миллиардов долларов. Поэтому мы хотим работать с правительством Грузии над тем, чтобы часть грузопотока между Китаем и Европой проходила через Казахстан и Южный Кавказ. Мы со своей стороны необходимую инфраструктуру уже создали. В советское время наши железные дороги пролегали, в основном, по направлению север-юг. Теперь мы построили новые ветки, которые позволяют перевозить товары по линии восток-запад, до порта Актау, который стал очень современным портом, мы вкладываем в него много денег. Из Актау грузы будут поставляться через Каспийское море до Баку, а оттуда можно поставлять по железной дороге и до порта Поти и до Батуми. Мы, конечно, больше заинтересованы в возможностях Батумского порта, потому что он принадлежит компании “КазТрансОйл”. И, конечно же, есть еще железная дорога Баку – Тбилиси – Карс, по которой можно поставлять грузы на территорию Турции и дальше, в Европу.

Транзитный потенциал Грузии велик. Сейчас Казахстан и Грузия работают над проектом SilkWind– речь идет о контейнерных перевозках между Китаем и Европой. Недавно в Турции проводились встречи экспертов. Этот проект очень перспективен и, как мы понимаем, у грузинской стороны, которая является его частью, имеется большой интерес работать в этом направлении.

— Кстати, о проекте “Новый шелковый путь”. Как продвигается работа по унификации пограничных и таможенных процедур в рамках “Шелкового пути”?

— Процесс находится на заключительном этапе. Наши эксперты уже согласовывают все аспекты, связанные с документами, с таможенным оформлением, чтобы не приходилось на каждой границе переоформлять грузы по нескольку раз. Работа идет очень интенсивно. Президент Нурсултан Назарбаев, инициируя этот проект, заявил, что в его рамках необходима реализация “принципа 5С” — скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность. Это очень важное условие для того, чтобы “Шелковый путь” заработал. Все это необходимо отработать в комплексе, чтобы грузы быстро и без лишней бюрократической волокиты доставлялись по обоим направлениям. Эксперты Казахстана, Грузии, Азербайджана и Турции занимаются этим, и мы хотим решить все вопросы в рамках SilkWind. В плане быстроты перемещения грузов данный путь короче, чем морской путь из Китая в Европу через Суэцкий канал.

— Как оценивают в Казахстане успешность уже вложенных инвестиций, и какие есть перспективы привлечения частного казахстанского капитала?

— То, что в Грузии работают шесть компаний, принадлежащих фонду “Самрук-Казына”, уже говорит о том, что она является для Казахстана одной из наиболее перспективных стран в плане торгово-экономического сотрудничества. В мире не часто можно встретить такое присутствие казахстанского бизнеса, как здесь. Понятно, что у каждой компании есть те или иные проблемы, но нас очень радует то, что мы их последовательно решаем. Все проекты находятся на своей стадии реализации, продвижение есть по каждому из них, и мы уже получаем отдачу. Это станет позитивным сигналом для других казахстанских компаний, которые увидят, что прошлые проблемы уже решены и можно приходить в Грузию, работать здесь.

В силу определенных проблем – это и война 2008 года, и ситуация с компанией “КТГ-Тбилиси” – определенная осторожность со стороны казахстанского бизнеса существовала. Но интерес есть. Уже имеются примеры совместной реализации бизнес-проектов. Например, несколько казахстанских компаний построили в Грузии теплицы, выращивают фрукты и овощи с последующей отправкой в Казахстан. Есть одна частная нефтегазовая копания, которая исследует здесь небольшой участок на предмет наличия нефти.

— Актуален ли еще проект строительства экспортного зернового терминала на черноморском побережье Грузии?

— В Грузии уже есть зерновой терминал в порту Поти, и казахстанские зерновики могут его использовать. Когда мы приобрели Батумский порт, то возник проект строительства зернового терминала и в Батуми. Сейчас у нас немного “подвис” вопрос строительства зернового терминала, но он не снят с повестки дня. Сейчас мы вновь активно обсуждаем данный проект и ждем завершения строительства железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, ждут, в том числе, и наши зерновики, чтобы экспортировать пшеницу в Турцию и дальше, в страны Европы. У Казахстана очень большой экспортный потенциал в плане зерна, и мы заинтересованы в том, чтобы экспортировать его, в том числе, через Южный Кавказ. Поэтому интерес к этому проекту у нас остался, он у нас на столе, мы его обсуждаем.

Что касается самого Батумского порта, то он успешно работает. Правда, сейчас несколько снизился грузооборот. Но мы считаем, что если будут конкурентоспособные тарифы на железной дороге от Баку до Батуми, то можно привлечь сюда дополнительные объемы казахстанского экспорта. К тому же, со следующего года начинается добыча нефти на месторождении “Кашаган”, которое является одним из крупнейших из открытых в мире за последние двадцать лет. Есть возможность привлечь эти объемы, но для этого надо очень активно поработать.

— Когда казахстанские инвесторы скупили ряд курортных объектов в Аджарии, строились планы привлечения туристического потока из Казахстана. Есть ли прогресс в этой сфере?

— Да, прогресс есть, и он связан с тем, что в прошлом году удалось открыть прямое авиасообщение между Тбилиси и Алматы. Если сначала это было три рейса в неделю, то в этом году добавился четвертый. Сейчас мы ждем открытия рейсов в Астану. Предполагается, что будет два прямых рейса между Тбилиси и столицей Казахстана. Сейчас у нас есть шесть рейсов в неделю – четыре рейса на Алматы и два рейса в Актау. В начале следующего года добавится два рейса в Астану, и у нас будет 8 рейсов в неделю. Думаю, не каждая страна, с которой Грузия сотрудничает, может похвастаться таким количеством авиарейсов. Причем, самолеты летают полные, наш авиаперевозчик “Эйр Астана” очень доволен.

Количество туристов увеличилось. Этим летом желающие купить билет до Тбилиси сталкивались с тем, что ближайший рейс со свободными местами приходился только на третью неделю. Нашими рейсами стали пользоваться не только казахстанские туристы, но и туристы из Азии, потому что из Тбилиси очень много рейсов в Европу и очень мало рейсов на восток. Кроме нашего перевозчика, в восточном направлении летают только китайские авиалинии – в Урумчи. И мы заметили, что на наших рейсах появилось много представителей стран Восточной Азии – там и Япония, и Южная Корея – прилетающих в Грузию через Казахстан. Это и туристы, и бизнесмены.

Туристический потенциал очень велик. Летом это море, побережье Аджарии, также есть большой интерес к винным турам по Грузии, зимой есть интерес со стороны любителей горных лыж. В Грузии туристам будет интересно во все четыре сезона года. И если раньше приходилось летать через Москву или Стамбул, то теперь есть возможность летать прямыми рейсами.

— Спасибо за интервью!