“Les Échos”: Генсек ВТО Паскаль Лами: “И я бы сказал, что начиная с этого года можно ожидать вступления Казахстана в ВТО”

Состоянии вопроса о вступлении Казахстана в ВТО

Издание Les Échos” опубликовало репортаж под названием L’entrée du Kazakhstan dans l’OMC possible dès 2013 (Lamy).

В нем говорится о сделанном в прошлый четверг заявлении директора Всемирной торговой организации (ВТО) Паскаля Лами о том, что Казахстан может стать членом Всемирной торговой организации (ВТО) уже в нынешнем году.

“Казахстан находится на достаточно продвинутой стадии в переговорном процессе по вопросу своего вступления в ВТО, и я бы сказал, что начиная с этого года можно ожидать принятия Казахстана в ВТО”, — сказал господин Лами в этой связи.

Напомним, что Казахстан подал заявку на вступление в эту организацию еще в 1996 году. С тех пор много воды утекло. А Казахстан все еще только, по выражению господина Лами, “может стать членом Всемирной торговой организации”. А между тем в ВТО уже вступили как соседи нашей страны по региону Кыргызстан и Таджикистан, так и ее партнер по Таможенному союзу Россия.

Прежде считалось, что Казахстан сможет достичь членства в ВТО до конца 2012 года. Но такие ожидания не оправдались. Так что реализация этой задачи продлевается еще, по меньшей мере, на год. Ибо теперь речь ведется о том, что при благоприятном варианте развития событий Казахстан сможет вступить в ВТО до конца 2013 года. Самое серьезное препятствие на пути к достижению такой цели – это то, что не удается договориться с Европейским Союзом. Так складывается ситуация, несмотря на то, что ЕС является крупнейшим экономическим партнером нашей страны. Именно с Евросоюзом Казахстан не может, прежде всего, договориться по вопросам, связанным с его вступлением в ВТО. Можно сформулировать эту мысль иначе: именно ЕС в первую голову препятствует вступлению нашей страны в эту организацию. Но, конечно же, не потому, что он вообще против этого. Вовсе нет. Ибо ведь ЕС таких проблем не создавал ни Кыргызстану, ни Таджикистану при схожей ситуации. А Казахстану – создает. И, надо полагать, неспроста.

Казахстану потому-то и никак не удается договориться с Европейским Союзом по связанному с ВТО двустороннему торговому соглашению, что европейцы хотят, чтобы казахи пошли на кое-какие уступки им. А проще говоря – шире открыли свой рынок перед ними, а вместе с тем на других рынках не создавали им проблем в качестве конкурентов. Казахстан – это не Кыргызстан и не Таджикистан. Ему есть на что покупать европейские или иные товары и услуги в достаточно крупных объемах. У него также есть что предлагать на западных и других рынках, кроме энергоносителей. В том числе, скажем, можно назвать аграрную продукцию. Со своей пшеницей Казахстан уже достаточно серьезно влияет на ситуацию на зерновом рынке. То есть нет-нет, да оказывается конкурентом европейским производителям зерна. И тут казахи перестают восприниматься как добрые парни, поставляющие без всякого соглашения по ВТО в одну только Италию столько нефти (16 млн. тонн), сколько иные средние нефтедобывающие страны в целом в состоянии экспортировать, и принимают вид весьма опасных с точки зрения интересов общеевропейского благополучия конкурентов. Такая постановка вопроса имеет свое объяснение. Ибо расходы на Единую сельскохозяйственную политику ЕС составляют почти половину всего бюджета Евросоюза. Конкретно речь идет о 40 млрд. евро в год.

Здесь вот что еще обращает на себя внимание. На конференции ВТО, проходившей в конце 2005 года в Гонконге, было принято согласованное решение об отмене аграрных субсидий к 2014 году. То есть развитый Запад (Европейский Союз, Северная Америка) вроде бы согласился с тем условием, которое ему так долго пытались предъявить лидеры развивающихся стран, озабоченные необходимостью достижения конкурентоспособности своими аграрными секторами. Но его выполнение было отложено на годы. Такая отсрочка понадобилась, надо полагать, для обеспечения постепенности в движении к отмене субсидий.

Но сейчас уже на дворе – 2013 год. О решении, принятом в Гонконге, как-то не очень вспоминают.

С другой стороны, не секрет и то, что те же европейцы вкупе с североамериканцами от ситуации, складывающейся на международном рынке зерновых за последние годы, не приходят в восторг. Прошлогодний неурожай в крупнейших зерносеющих странах СНГ больно ударил и по ним. И они теперь приучаются считаться с той ролью, который Казахстан играет на международном зерновом рынке. Это – совершенно новое явление для Евросоюза в целом, так как он раньше по вопросам зерновых, уж во всяком случае, никакой зависимости от какой-нибудь страны из развивающегося мира не испытывал. Все было как раз наоборот. Это развивающиеся страны в огромном количестве зависели от поставок зерновых из того же Евросоюза, а также из Северной Америки. В том числе – и в порядке продовольственной помощи их подвергающемуся время от времени голоду населению. Если брать еще недавнюю ситуацию по пшенице, самому главному зерну, в 2001 году в числе 7 крупнейших ее экспортеров насчитывались 6 европейских и христианских наций. И одна – неевропейская и нехристианская в своем большинстве нация. Это были США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина и Германия, с одной стороны, и Казахстан – с другой. Тогда наша страна для экспорта смогла предложить всего порядка 3 млн. тонн пшеницы.

Так Казахстан сделался одной из самых важных стратегических стран в пшеничном вопросе. И пока сохраняет свою позицию в этом качестве. Нынче в мире кризис. Но он когда-нибудь да кончится, наверное. А пшеница будет нужна человечеству всегда.

И Евросоюз не без опаски, надо полагать, поглядывает на аграрно-зерновой потенциал Казахстана.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.