Катастрофическое состояние реки Или констатирует казахстанский эксперт

Астана. 12 апреля. КазТАГ – Бауыржан Муканов. В катастрофической ситуации в Казахстане находится река Или, считает исполнительный директор независимого казахстанского агентства прикладной экологии, профессор Малик Бурлибаев.

“Безвозвратные объемы водопотребления по Или составляют 4 кубокилометра воды ежегодно. Было 16 кубокилометров, сейчас в Казахстан перетекает только 12. В дальнейшем ситуация будет усугубляться”, — сказал М. Бурлибаев на круглом столе “Стратегия “Казахстан-2050”: водные ресурсы и безопасность в Центральной Азии” в пятницу.

По его словам, в рамках казахстанско-китайской совместной комиссии по трансграничным рекам, Казахстан потерял 2 года на непродуктивные переговоры с китайской стороной.

“Китайцы очень хитрые в переговорах. По Иртышу, говорят: ребята, Ишим и Тобол являются притоками Иртыша, давайте включим в повестку переговорного процесса. А наш руководитель согласился. Но мы отстаиваем, что Ишим и Тобол впадают в Иртыш на территории Российской Федерации. Изначально было известно, в 2014-2015 годах мы уже с китайцами будем конкретно обсуждать вопросы вододеления”, — отметил он.

Профессор указал, что между Казахстаном и Китаем заключено 4 межправительственных соглашения по трансграничным рекам. При этом М. Бурлибаев заметил, что чиновники, принимающие участие в указанных переговорах, “должны что-то понимать в водных ресурсах”.

“Я принимаю участие в этих переговорах (с КНР по трансграничным рекам – КазТАГ) с начала консультаций. Мы не успеваем руководителей (госслужащих – КазТАГ) подучить, элементарным вещам по водным ресурсам, как их снимают, приходят новые люди. Это более 10 лет происходит, и я уже устал от такого общения с нашими руководителями”, — добавил он.

Он подчеркнул, что в переговорах с китайской стороной иногда нужно применять действенные и решительные меры.

“По прихоти китайской стороны поддались, разделили предмет переговоров по трансграничным рекам на количество и качество. С их стороны по количеству переговоры ведут министерство водного хозяйства и наш комитет по водным ресурсам. А по качеству – министерства охраны окружающей среды двух стран. Это парадокс, переговоры должны быть в комплексе, объект-то один”, — высказал мнение М. Бурлибаев.

“Есть три притока Иртыша, они выходят из Казахстана в Китай, там впадают в Иртыш и возвращаются в Казахстан. Советский союз говорил, если без согласования с СССР вы будете разбирать воду Иртыша, то мы просто повернем эти реки, пойдем на любые издержки, сделаем тоннель, и река будет впадать в казахстанской части Иртыша”, — сказал профессор.

“Или же надо применять вообще радикальные меры, как Россия. Вот сколько они просились на переговорные процессы с китайцами по Иртышу. Китай отвечал: мы не являемся трансграничными государствами. Помните, 3 года тому назад, когда китайцы отравили приток Амура, Путин (президент РФ Владимир Путин – КазТАГ) дал команду перекрыть газ (поставку газа в КНР – КазТАГ) и в течение месяца Россия подписала соглашение с китайцами, которое мы не можем в течение 10 лет заключить”, — резюмировал М. Бурлибаев.