Прежняя структура водопользования сломана, новой не создано

На заседании КИПРа пытались разобраться как можно заниматься водосбережением, если никаких практических условий для этого нет

Вода и ее экономия пока сосуществуют только в государственных декларациях. Нет работающего механизма, который позволил бы воплотить разумные предложения по водосбережению в реальную жизнь, а тем временем уже 90% гидротехнических сооружений самортизированы. Об этом и многом другом рассказали в ходе заседания КИПРа (Клуб Института политических решений) по теме “Водосбережение: идеи, модели, инструменты”.


Ерлан Смайлов, модератор КИПРа, с самого начала попросил участников не удаляться от темы заседания, но поскольку вода – это жизнь, то и всевозможных злободневных вопросов и проблем в ней как в жизни. Поэтому “круглый стол” качало от географических особенностей Казахстана до специфики прокладки водопроводных труб в городских сетях.

Мухтар Жакенов, руководитель Управления регулирования использования и охраны водных ресурсов Комитета водных ресурсов МООС РК, выступил с презентацией “Структура государственной программы по управлению водными ресурсами”. Из примерно 100,5 кубических километров, которыми Казахстан располагает в усредненный год (56,6 куб. км формируется в пределах республики), возможны к использованию 42,6 куб. км. То есть это тот ресурс, который можно пустить на водообеспечение населения, потребности сельского хозяйства, промышленности, экологии (например, поддержание водно-болотных угодий, пуск воды в Малый Арал).

Из хороших новостей можно выделить то, что после строительства Коксарайского контррегулятора уже четыре года нет проблем с затоплениями на Сырдарье. К докладчику была серия вопросов насчет дефицита конкретных индикаторов, на которые нацелена Государственная программа управления водными ресурсами Казахстана – все слишком общее и обтекаемое. В качестве конкретики им была озвучена цель достигнуть к 2040 году средней оросительной нормы по республике 5100 кубических метров на гектар, вместо 9180 кубометров сегодня.

С 1991 года была сломана вся структура управления водными ресурсами. Сельхозпроизводители до сих пор не могут выйти на освоение площадей, которые были при СССР. Пока не наладится структура управления, нормальный водный менеджмент на всех уровнях – все это не будет работать”, – заявил Илан Шакибаев, Зональный гидрогеолого-мелиоративный центр. Г-н Шакибаев категорически недоволен существующей государственной системой работы с водой. Нынешняя зима, например, была крайне богата на осадки, но все это не собрали и не сохранили, хотя вода Казахстану в силу его засушливости и дефицита влаги однозначно нужна. По официальной статистике износ водной инфраструктуры составляет 70%, но эксперт настаивает на цифре в 90%.

Александр Твердовский, начальник сектора перспективного проектирования института “Казгипроводхоз”, выступил с презентацией “Водные ресурсы РК и их использование”. На территории республики восемь водохозяйственных бассейнов и считать ресурсы можно только по ним – метод учета по административным областям не подходит. Лишь река Нура начинается и кончается в Казахстане – все остальные серьезные речные артерии трансграничные. Докладчик акцентировал внимание на том, что водная инфраструктура вещь очень капиталоемкая и ресурсозатратная по своей природе. В свое время Минводхоз СССР по своему бюджету был сопоставим с расходами на военно-промышленный комплекс.

Повысить КПД использования воды в оросительных системах очень проблематично. С одной стороны проблемы собственности (система водоснабжения не соотносится с лоскутными земельными участками), с другой недофинансирование, износ гидротехнических сооружений, дефицит квалифицированных кадров. “Шымкентский опыт”, на который любят ссылаться как на успешный, ничего оригинального в водопользование не принес. Просто там раньше, чем в других регионах страны в разы повысили цену воды для потребителей, а на появившиеся дополнительные деньги кое-что починили и проложили новое. Однако население уровнем цен очень недовольно и считает их несправедливыми.

Большинство воды в Казахстане потребляется сельским хозяйством. Потом идет промышленность, а на нужды городского населения и хозяйства уходит всего 5-6% воды. При этом проблем здесь масса. Г-н Твердовский заметил, что по международному стандарту нужно 6-8% городских трубопроводов перекладывать ежегодно. Если это не делается, то водопотери на магистралях неизбежно растут.

Валихан Асамбаев, генеральный директор ГКП “Холдинг Алматы Су” ратовал за повышение тарифов на воду, поскольку если ресурс дешевый, то его не экономят. Ему на это возражали: “Беречь можно и дешевую воду, если правильно выстроить систему”. “Повышенные тарифы уже много лет собираются и ничего не модернизируется. Где гарантия, что с новым повышением тарифа начнется модернизация?” – задал типовой вопрос Канат Нуров, президент научно-образовательного фонда “Аспандау”. Ответа не последовало.

Александр Даниленко, генеральный директор инжиниринговой фирмы “Oriental Co. Ltd”, акцентировал внимание на том, что на горно-обогатительных предприятиях в Казахстане, даже на только сейчас проектируемых к работе, нет слова “водооборот” – используют только “водообеспеченность”. Между тем, до 70% воды на промышленных предприятиях можно использовать вторично – имеющиеся технологии это позволяют. Тем более в условиях республики, где с водой объективный дефицит. Еще он против тех фактов, когда подземное месторождение воды принадлежит “Арселор Миттал”, поскольку это все-таки стратегический ресурс.

В Казахстане есть два месторождения цеолитов, с помощью которых всю страну вообще можно засадить лесами (цеолит отдает воду растению только тогда, когда это нужно – не испаряет). Но это остается невостребованным. Тем временем последние 30 лет в горах Алатау устойчивое сокращение площади ледников и воды в них на 1% в год. Про ситуацию с ледниками рассказал Игорь Мальковский, “Институт географии”. Бенджамин Мор, технический директор Регионального экологического центра Центральной Азии, указал на угрозу потерять уже в ближайшей перспективе восточную часть Балхаша.

Среди предложений по улучшению ситуации были следующие. Объект водных ресурсов в стране хорошо изучить и исследовать. Потому что кадастру речных стоков уже 50 лет и за это время многое поменялось (часть рек вообще исчезла). Необходимо наладить приборный учет по воде: сколько имеем, потребляем, теряем, тратим неэффективно. В госпрограммах по воде должно появиться больше конкретики, бюджетное финансирование необходимо привязать к целевым индикаторам. “Такое ощущение, что отрасли как единой структуры вообще нет – ни экономической, ни организационной”, – отметил Ерлан Смайлов, подводя итоги заседания.

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.