Пенсионные концепции, миражи и муляжи

За период «рыночных» реформ количество пенсионеров в Казахстане сократилось с 3 млн. человек до 1,5 млн.

«Государство, придумав термин «самозанятые», ушло от вопроса обеспечения граждан занятостью», – отметила Зауреш Баталова, президент ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане». Прозвучало это на круглом столе «Концепция преобразования пенсионной системы Казахстана и новая стратегия инвестирования пенсионных накоплений граждан», который прошел в Алматы.

«Так называемые «рыночные» реформы в Казахстане болезненнее всего сказались на социально уязвимых слоях населения», – подчеркнул Жармахан Туякбай, председатель Общенациональной социал-демократической партии. Он сообщил, что по сравнению с началом 90-ых годов прошлого века количество пенсионеров в стране сократилось в два раза: с 3-х до 1,5 млн. человек. В настоящее время одна треть из работающего населения  является так называемыми «самозанятыми» и никакой пенсии в перспективе им не положено. «Тарифная и пенсионная политика государства сегодня по существу обанкротились», – констатировал лидер ОСДП.

Тарифы и пенсии как волокна одной циновки – на этом построил свое выступление Петр Своик, член президиума ОСДП. Социал-демократы совместно с гражданским и экспертным сообществом разработали совместную концепцию с длинным названием «Преобразование накопительной и солидарной пенсионной систем в единую – справедливую и эффективную, при одновременном решении проблем развития электроэнергетики и ЖКХ и нормализации тарифной политики».

Эскалация тарифного роста началась в 2009 году и с тех пор он перекрывает общий рост цен в 1,5 раза. При этом сырьевой экспорт Казахстана, формируя половину ВВП страны, обеспечивает только 2,4% рабочих мест. Доля заработной платы в ВВП Республики Казахстан составляет 15%, тогда как в несырьевых экономиках такой показатель достигает 40-60% и более. В развитых странах наемные работники потребляют 70-80% ВВП (если брать совокупно с социальными доплатами от государства), тогда как доля работодателей, биржевых игроков, рантье и иже с ними составляет 20-30%.

Г-н Своик акцентировал внимание на том, что монополисты у нас непроверяемые: «Даже хоргосская таможня при всех ее пороках более прозрачная и контролируемая, чем система тарифообразования и ЖКХ». Из-за этого так называемая «инвестиционная составляющая» в тарифах разворовывается, а системы ЖКХ остаются изношенными, не обновляются. Одновременно с этим «больше половины пенсионных накоплений – это долги бюджета (государственные ценные бумаги)». «Долги Минфина – это авантюра», считает Петр Своик.

Совместная концепция предлагает прозрачность тарифов и контроль над инвестициями из пенсионных активов. В своей модели авторы исходят из того, что «парламент будет не такой, как сейчас, а приличный», поэтому и народные избранники должны участвовать в процессе контроля над вложением пенсионных активов в инфраструктурные проекты. «Без представленной гражданским обществом стороны потребителей тарифный процесс вообще не должен осуществляться», – акцентировал г-н Своик. Параллельно с этим вводится «социальный налог» на экспорт природных ресурсов, «чтобы большая часть природной ренты оставалась в стране, а не «отмывалась» на международной бирже».

Что касается собственно пенсий, то она предлагается единой и трехуровневой. Первый уровень – это базовая социальная пенсия, начисляемая по возрасту или инвалидности всем гражданам страны в размере прожиточного уровня. Здесь имеется в виду реальный прожиточный минимум, с услугами ЖКХ, лекарствами, приобретением бытовой техники, а не тот, который сегодня придумывают уполномоченные государственные органы.

Второй уровень представляет из себя надбавку к базовой социальной пенсии, учитывающую социальный вклад выходящего на пенсию через размер его накоплений. В идеале общая пенсия должна получаться порядка 60% от прежних заработков.

Третий уровень – собственно накопленные средства, поступающие в распоряжение пенсионера.

Айдар Алибаев, председатель совета Ассоциации пенсионных фондов (АПФ), рассказал о том, как в 2003 году АПФ совместно с руководством строительных холдингов и партией «Отан» договорились об инвестировании пенсионных накоплений в строительство арендного и социального жилья. Никаких правовых ограничений для этого не было. По идее, государство получало решение жилищной проблемы, компании – заказы, прибыль и рабочие места, пенсионные фонды – доходность, партия «Отан» – политический капитал.

Через полтора месяца представители строительных компаний первыми пришли к выводу, что коррупционная составляющая в 30-40%, которая тогда была в отрасли, хоронит хорошую идею. «Все расписались в своей невозможности преодолеть коррупцию», – подвел итог г-н Алибаев. По его словам, за прошедшие 10 лет коррупция выросла еще больше (разрешения, лицензии, сертификаты, отводы земель), поэтому идея, которую озвучил Петр Своик, разумная и хорошая, но нереализуемая. «Зачем чиновнику ввязываться в дело, где за ним будет кто-то следить и каждую его подпись контролировать? – задал он риторический вопрос. – Если за более чем двадцать лет независимости ничего не сделано в плане наведения порядка, значит, это кому-то выгодно».

Айдар Алибаев напомнил о том, как Всемирный банк выступил с предложением, которое иначе как колониальным просто не назовешь. Идея заключалась в объединении всех пенсионных накоплений Казахстана в одном фонде, для котрого поставить западную управляющую компанию. Тогда вроде бы отказались, но «шаг за шагом процесс идет». Вот и глава Нацбанка Григорий Марченко заявил, что 20% пенсионных накоплений собираются инвестировать в зарубежные ценные бумаги. Одной рукой государство отдает свои деньги под 1-1,5% годовых за границу, а другой «берет кредиты, включая китайские, которые иначе как «кабала» назвать нельзя». При этом казахстанскому предпринимателю кредиты предлагаются под 16% годовых.

Относительно Единого накопительного пенсионного фонда ситуация следующая: передача пенсионных активов в ЕНПФ до сих пор не началась. «Нормативная база для этого не создана, потому что чиновникам не под силу создать такие вещи», – объяснил г-н Алибаев. Отсюда и официальные заявления вроде того, что пенсионные счета с ошибками будут поступать в бюджет, а их владелец взяв справку с прежнего места работы может обратиться в суд и попытаться доказать принадлежность этих денег ему. «Рынок сломан, ничего взамен не предложено», – подвел он итог.

«Государство само является нарушителем добровольно принятых на себя международных обязательств по правам своих граждан», – на этом сфокусировалась в своем выступлении Зауреш Баталова. Еще она напомнила про 33-ю статью Конституции, согласно которой граждане имеют право участвовать в управлении государством.

Тему продолжил Серикболсын Абдильдин, один из лидеров Коммунистической партии Казахстана: «По Конституции государство должно защищать своих граждан, а в реальности приходится защищать граждан от государства».

Олеся Халабузарь, от лица коалиции женщин Казахстана «Ана», озвучила разработанную коалицией совместно с экспертами собственную концепцию пенсионной реформы. Если государство гарантирует минимальную пенсию только в 50% от минимальной зарплаты, то привлеченные коалицией «Ана» специалисты указали конкретные источники, взяв средства из которых можно гарантировать пенсию в 100% минимальной зарплаты. «Пока правительство делает все, чтобы женщины прекратили рожать», – констатировала г-жа Халабузарь.    

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.