Почему В.Храпунов, уже находясь в Женеве, помалкивал 3 года и только потом стал разражаться обвинениями в адрес руководства РК и взывать к справедливости?!

К вопросу о том, что все же заставило бывшего мэра Алматы пересмотреть свою линию поведения за границей и облачиться в тогу борца с правящим режимом РК

Издание JOL Press опубликовало статью под названием «Kazakhstan: quand le dictateur Nazarbaev testait ses ministres» — «Казахстан: когда Назарбаев устраивал проверки своим министрам».

Она представлена читателям под рубрикой «Politique international: EXTRAITS DE «NAZARBAEV, VOTRE AMI LE DICTATEUR» — «Международная политика: Выдержки из книги «Назарбаев, ваш друг авторитарный правитель».

В ней излагаются отрывки из изданных на французском языке мемуаров Виктора Храпунова, «бывшего министра энергетики и губернатора Восточного Казахстана, который был шесть лет назад принужден режимом Назарбаева отправиться в изгнание».

С самой книгой, выпущенной издательством Editions du moment 14 ноября 2013 года и продающейся, судя по рекламному анонсу, по цене 17,58 евро с бесплатной доставкой, не довелось ознакомиться. Так что приходится судить о ней по соответствующим публикациям из издания JOL Press.

Наше внимание привлекла одна очевидная неточность или нестыковка то ли в самой книге, то ли в предисловии издания JOL Press, публикующего отрывки из нее. Имеется в виду такая презентация Храпунова — «бывший министр энергетики и губернатор Восточного Казахстана, который был шесть лет назад принужден режимом Назарбаева отправиться в изгнание». Она, судя по контексту, сформулирована автором предисловия издания JOL Press, но, думается, допустимо предположить, что он такие сведения почерпнул из слов Виктора Храпунова или из текста его вышеназванной книги. Больше ему получать их было ниоткуда. Так что остается придерживаться версии, что Виктор Храпунов сам запускает в оборот такую неточность или нестыковку.

В чем она заключается? Для общественного мнения Казахстана не составляет никакого секрета то, что в 2007 году, то шесть лет назад Виктор Храпунов вместе со всей своей семьей отправился в Швейцарию добровольно. Более того, он сам и близкие ему люди причину его отъезда в эту альпийскую республику объясняли необходимостью пройти длительный курс лечения, а досужие предположения о том, что бывшего мэра Алматы власти РК могли вынудить пойти на это, ими решительно опровергались. Во всяком случае — в течение первых трех лет пребывания семьи в Швейцарии. Неприятности-то у нее начались позже, тогда и выявилось, что, оказывается, у Виктора Вячеславовича серьезные нелады с официальной Астаной. Но это произошло, повторимся, потом.

А до того все виделось для Храпуновых совсем иначе, и они себя, судя по всему, жертвами преследований правящего режима РК определенно не ощущали. В подтверждение такого вывода приведем всего лишь один пример. Франкоязычная ежедневная женевская газета Tribune de Genève опубликовала 15 июня 2010 года статью Марка Бреттона и Деяна Николича под названием «Iliyas Khrapunov, le millionnaire kazakh qui tisse sa toile à Genèv — «Ильяс Храпунов, казахский миллионер, который плетет свою паутину в Женеве». В ней авторы приводят следующие слова Ильяса Храпунова: «Никаких претензий (в Казахстане – авт.) не было выдвинуто против нашей семьи. Мой отец спокойно уехал из страны лечить свою спину, тогда как другие находятся в тюрьме».

А между тем за полгода до того, а именно в январе 2010 года журналистка Агата Дюпарк из ведущей французской газеты Le Monde обнародовала такую информацию: «Один женевский финансовый посредник рассказывает, что с ним связывалась молодая казашка, которая следит за олигархами, желающими открывать счета в Швейцарии… «Отныне Храпуновы могут столкнуться с трудностями», — прогнозирует источник».

Получается, тучи над головами членов семьи бывшего мэра Алматы начали сгущаться еще в начале 2010 года, а Ильяс Храпунов не хотел признавать такой реальности даже уже в середине июня, спустя несколько месяцев.

Женева – это франкоязычный город. Храпуновы, живя там, просто не могли не знать того, что о них уже было написано в крупнейшей французской газете. Но в том-то и дело, что они, а в указанном выше случае именно Ильяс Храпунов, не хотели воспринимать то, что становилось очевидным проницательным местным наблюдателям. А именно – то, что официальная Астана начинает, образно говоря, закручивать гайки в отношении них. Им говорили: у вас назревают проблемы с властями Казахстана. А они – в ответ: что вы, ничего подобного! А на дворе было уже лето 2010 года.

Видимо, в течение почти трех лет после переезда в Женеву Виктор Храпунов надеялся на то, что ему и его семье удастся сохранить, так сказать, нейтралитет и остаться в стороне от разборок в среде казахстанской элиты. Такие надежды, как стало ясно потом, не оправдались.

И тогда бывший мэр, вынужденный пересмотреть линию своего поведения за границей, облачился в тогу казахстанского демократического оппозиционера и патриота, которому больно было смотреть на то, как режимом беззастенчиво грабятся природные и иные богатства его страны, как там разгулялась коррупция и попираются права человека.

Никто не собирается тут, сейчас спорить с ним. Ему виднее. Ведь он был одним из тех, кто руководил страной.

Сейчас важно другое. То, почему же он, уже фактически впав в немилость у официальной Астаны и оказавшись вне пределов ее прямой досягаемости, помалкивал почти целых три года, а стал разражаться обвинениями в адрес руководства РК и взывать к справедливости только тогда, когда оно уже, образно говоря, стало хватать его за одно место?!

***

© ZONAkz, 2013г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.