Темпы роста казахстанской экономики падают. Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз роста на 1% до 4,75%, связав это, в частности, с ситуацией в России и на Украине и снижением экспортного спроса. Рынки заимствования захлопываются. Коммунальные тарифы растут, девальвация разогнала инфляцию, цены взлетели. Публичное размещение акций государственных компаний – хороший способ помочь экономике. Однако лишаться контроля над ключевыми отраслями государство пока не планирует: “народным” инвесторам предлагается в основном участвовать в проектах государственно-частного партнерства. ZonaKZ надеется, что население при этом не пострадает.
Наш национальный колосс — АО “ФНБ “Самрук-Казына” должен превратиться в стратегический инвестиционный холдинг. Фонд сконцентрируется на двух направлениях: росте операционной эффективности устоявшихся компаний для роста доходов и развитии старт-апов, опять-же для роста доходов. И хотя второе вызывает сомнения, поручение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Умирзаку Шукееву — до сентября завершить разработку программы трансформации фонда, должно быть выполнено.
Между первой и второй…
Перед праздниками правительство Казахстана утвердило перечень компаний фонда “Самрук-Казына”, которые смогут приватизировать граждане Казахстана.
Для приватизации, по словам председателя правления ФНБ “Самрук-Казына” Умирзака Шукеева, отбирались госкомпании, дублирующие деятельность частного бизнеса или не имеющие стратегической значимости в определенном секторе экономики, не затрагивающие вопросы национальной безопасности, обороноспособности государства и правопорядка.
Правительство и Самрук-Казына проанализировали все 599 компаний госфонда, и определили компании, с которыми фонд может расстаться. Правительство список приватизируемых компаний одобрило. “Большую часть” от 599 компаний группы Самрук-Казына, по словам финансового директора госфонда Нурлана Рахметова, составили 106 компаний, разные доли в которых и будут проданы частникам в 2014 году.
Но почему тема народного IPO, о которой после размещения первой компании – КазТрансОйла, больше года не было “ни слуху, ни духу”, — вновь в повестке дня казахстанского правительства?
— Могли быть обстоятельства, сдерживавшие реализацию народного IPO. Процесс объединения пенсионных фондов, во время которого пенсионные активы населения не могли быть инвестированы и возникал риск того, что частные инвесторы не “потянут” весь объем новых размещений, мог стать одной из ключевых причин. Также задержка, видимо, была связана и с прорехами в законодательной базе. В частности, были разговоры о том, что неожиданно всплыли постановления о запрете приватизации стратегических компаний. Однако данное обстоятельство, на наш взгляд, уже было учтено. Во-первых, акции продаются лишь резидентам, то есть возможность владеть маленьким кусочком национальной компании предоставляется народу. Во-вторых, размещается миноритарный пакет (10% минус одна акция), который не дает как такового права голоса в принятии ключевых корпоративных решений”, — считает директор департамента аналитики АО “Асыл Инвест” Айвар Байкенов.
И доход – пониже, и дивиденды – пожиже?
Становится понятным, почему изменились доли выводимых на народное IPO компаний. Именно такой – миноритарный пакет АО “КЕГОК” — 10% минус 1 акция, будет продан народу на Казахстанской фондовой бирже (KASE) в декабре 2014 года.
— Размещение КЕГОК отличается от размещения КазТрансОйл? Его успешность зависит от действующей тарифной системы? Если правительство позволит KEGOC ради успешности размещения повысить тарифы, то это скажется на затратах всего населения?
— Можно предположить, что KEGOC и Самрук-Энерго просто могли быть не готовы к IPO, как в плане внутренних моментов, так и в плане способности повторить успех КазТрансОйл. Вполне возможно, что именно поэтому процесс их IPO несколько затягивается на фоне желания повысить инвестиционную привлекательность. К примеру, на базе Самрук-Энерго консолидируют энергогенерирующие предприятия государства. Вопрос тарифного регулирования по этим двум компаниям щепетилен, так как увеличение стоимости услуг непосредственно может отразиться на потребителях и привести к общему росту цен, — подтверждает г-н Байкенов наши предположения.
Но, похоже, что тарифы всё-таки не повысят, так как в госфонде уже выразили надежду, что в IPO KEGOC заинтересованы лояльные инвесторы, имеющие целью получение не сиюминутных сверхдоходов, а стабильного дохода, не ниже ставки вознаграждения по банковским депозитам.
Хотя будущие инвесторы не отказались бы от роста стоимости акций и дивидендов на уровне КазТрансОйла, ведь 30% дохода лучше 10%, но правительство, будем надеяться, сможет привлечь “народных” инвесторов без дополнительных денег из карманов остальных казахстанцев.
***
© ZONAkz, 2014г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.