Пять институциональных реформ в зеркале статистики: начать и кончить

Как раз накануне съезда «Нур Отана» Агентство по статистике опубликовало сводку основных данных по экономике и социальной сфере по итогам прошлого года, - самое время нам на это все вместе отреагировать

В конце концов, если уж даже досрочные президентские выборы объясняются сгущением кризисной обстановки – это стоило бы сверить с официальными статданными. К тому же, закончившийся 2014 – это завершающий год пятилетки ФИИР, при том что сама Программа форсированного индустриально-инновационного развития была разработана и утверждена в посткризисном 2009 году, как показатель самого серьезного намерения «Акорды» начать избавление от сырьевой зависимости. В таком разрезе тоже важно статистически свериться: что же получилось.

Но начнем, впрочем, с другой свежей отчетности – Национального банка – о его золотовалютных резервах и запасах Национального фонда по итогам февраля. Картинка получается такая:

Агентство по статистике республики казахстан

Как видим, гнущиеся последние месяцы вниз кривые накоплений НФ и общей валютной «подушки безопасности» Казахстана повторяют те же эволюции 2009 года, случившиеся после обрушения сырьевых цен и внешних дефолтов ряда банков во второй половине 2008 года. Однако если тогда быстрое восстановление мировых цен на нефть и металлы, подкрепленное февральской девальвацией тенге, сразу выправило ситуацию, то теперь надежды на перелом «понизительной» тенденции как-то не просматриваются. Скорее, приходится говорить, что наметившийся «перелом» имеет системный характер, — сырьевой себя исчерпывает.

И уже от этой констатации перейдем к анализу итогов пятилетки ФИИИР – заодно с социально-экономическими итогами всего постсоветского периода. Начнем с производительности труда, которая, если верить В. И. Ленину, в конечном счете есть самое важное для победы нового общественного строя. У нас за годы рыночных реформ производительность труда прямо-таки взметнулась, однако не столько за счет энтузиазма трудящихся, сколько в такт повышению мировых нефтяных цен. И, соответственно, как раз за пятилетку ФИИР, несмотря на все финансовые вложения и организационные усилия, стоимость производимого работниками экспортно-ориентированных предприятий как раз падает – вслед за нефтяными ценами:

Агентство по статистике республики казахстан

А вот как ведут себя показатели производительности труда в не совсем сырьевых отраслях:

Агентство по статистике республики казахстан

В обрабатывающей промышленности, как видим, производительность на одного работающего тоже резко прыгает – оно и понятно, большую часть этого сектора составляет ориентированные на тот же сырьевой экспорт горно-обогатительные и металлургические мощности. Похоже ведет себя производительность труда и в строительстве – не потому, что резко увеличивается или уменьшается физический ввод кв. метров, а потому что в зависимости от нефтяного фьючерсного ценового пузыря, надувается и пузырь стоимости земли и недвижимости на строительном рынке.

Что же касается собственно кв. метров, здесь так:

Агентство по статистике республики казахстан

До времен Г.В. Колбина мы пока не дотянулись, однако ввод жилья после кризисного 2009 года все же растет.

Теперь о сельском хозяйстве: оно, отстраненное от мировых сырьевых и финансовых рынков, по части производительности труда ведет себя, скажем так, гораздо спокойнее. И очень, очень … скромнее. Кандидат в президенты в своей речи на съезде сказал, что аграрный сектор получил мощный импульс развития. Спорим не будем: импульс, может быть, и получил. Но вот движение, если верить Статагентству – все больше вниз. Включая и производительность труда, которая хотя и показывает небольшой рост, но, к сожалению, в основном из-за неуклонного снижения численности занятых в сельском хозяйстве. В том числе – и за годы ФИИИР:

Агентство по статистике республики казахстан

Как видим, особого прорыва в создании новых рабочих мест на промышленных предприятиях, несмотря на массу рапортов о вводимых объектах, госстатотчетность не отмечает. А вот потеря агрозанятости – налицо.

Зато следующий график демонстрирует определенный прогресс: число официально работающих несколько растет, неофициально – снижается.

Агентство по статистике республики казахстан

Теперь насчет структурной перестройки экономики:

Агентство по статистике республики казахстан

Как видим, доли сырьеориентированной и перерабатывающей промышленности за все рыночные годы просто поменялись местами, причем все усилия ФИИР уже сложившийся сырьевой перекос не уменьшили – хорошо еще, что не усугубили. Многострадальное же сельскохозяйственное производство уже два десятка лет подряд безропотно съезжает на все меньшую структурную долю.

И вот, кстати, насчет физических объемов аграрного сектора:

Агентство по статистике республики казахстан

Пшеница, как видим, почти одинаково родит что при коммунистах, что при латифундистах. А вот сборы картофеля и овощей – чуть-чуть растут, агротехника все-таки совершенствуется.

Насчет животноводства:

Агентство по статистике республики казахстан

Тут сельским капиталистам до колхозов-совхозов еще как при Хрущеве до коммунизма. Разве что лошади казахов не подводят – численность поголовья почти подтянулась к советскому прошлому.

А вот как через четверть века обстоят дела с мечтами Д. А. Кунаева довести поголовье овец до 50 млн. и обеспечить Казахстан птичьим мясом:

Агентство по статистике республики казахстан

Теперь — о социальных показателях:

Агентство по статистике республики казахстан

Поясним: здесь мы привели денежные статданные к показателю прожиточного минимума, который официальная статистика отсчитывает от физического продуктового набора. Смысл: какое количество круп и овощей, мяса-молока-хлеба и прочего, заложенного в минимальный прожиточный рацион, казахстанцы могут купить на свои реальные доходы. Получается, рост есть, но далеко не те 10-15-20 раз, о которых любят говорить власти. Средняя статистическая зарплата дает работнику где-то шесть статистических же прожиточных минимумов, в среднем на семью приходится порядка трех минимумов, пенсионеры же обходятся двумя.

Здесь кстати еще вот такой штрих:

Агентство по статистике республики казахстан

Я, честно сказать, сам удивился такой статистике: грузооборот у нас в Казахстане вообще, как будто, ни от чего не зависит – за все годы почти постоянен. Хотя для обеспечения человеческой жизнедеятельности, при социализме ли, при капитализме, действительно, нужно почти одно и тоже. А вот тот же физический товарооборот, но только в розничных ценах – тот улетел вверх многократно. Но показатель ли это такого же кратного улучшения товарообеспечения и качества жизни казахстанцев?

И вот еще насчет качества жизни:

Агентство по статистике республики казахстан

Как видим, число желающих дать детям высшее и среднее профессиональное образование резко «вспузырилось» в «тучные» годы, а теперь идет на спад, — денег у людей становится все же меньше. Больничные же койки – те уменьшают свое количество неуклонно.

Сколько нас приходит в этот мир и сколько уходит: здесь рыночный цикл просто вернул Казахстан к советским пропорциям:

Агентство по статистике республики казахстан

Заключительный вывод: действительно, от чего ушли, к тому же и пришли. Но – при существенно менее эффективной экономической структуре и без объективного улучшения социальных показателей. Действительно – кризис, и именно системный.

Так что у вновь переизбираемого президента впереди еще столько работы, что и не переделать. Как говориться в таких случаях – начать и кончить.

***

© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.