Сверхзадача – признание Запада
Выборы-2015 войдут в историю Беларуси как самые скучные и предсказуемые. В них не будет ни смелых выступлений кандидатов, ни массовых протестов, как в 2006 и 2010 годах, ни разгона демонстраций с последующими "посадками". Украинские события под корень уничтожили саму возможность повторения массовых протестов в соседней стране. Единственная интрига, которая сохранится до конца электоральной кампании, заключается в том, признают ли эти выборы легитимными на Западе и снимут ли с Беларуси санкции.
Нормализация отношений с Западом как никогда важна Минску в условиях надвигающейся нищеты и военных угроз. И в последние месяцы Минск неплохо продвинулся на этом пути. Самым большим шагом стало августовское освобождение шести политзаключенных, которых Лукашенко помиловал "исходя из принципов гуманизма". В их числе на свободу вышел главный политзаключенный страны Николай Статкевич, бескомпромиссный борец с режимом и единственный безусловный моральный авторитет в среде белорусской оппозиции, отбывавший заключение со времен последних президентских выборов, на которых он был кандидатом.
Статкевич вышел из тюрьмы несломленным и сразу же полез на амбразуру: активизировал вокруг себя оппозицию и провозгласил задачу не допустить легитимизации выборов и политического режима Александра Лукашенко в глазах мирового сообщества. Однако же по-настоящему хода предвыборной кампании это не изменило.
Не добавилось и расправ с политическими оппонентами. Верные плану провести самые тихие и спокойные выборы, власти закрывают глаза даже на явные нарушения закона со стороны оппозиции, такие как несанкционированные митинги в центре Минска.
Но интересно не это, а то, как изменилось содержание этих митингов. Слабые протесты, которые по инерции время от времени еще раздаются в Беларуси, изменили вектор с внутри- на внешнеполитический. Оппозицию сейчас волнуют не столько политические и гражданские свободы и падение уровня жизни населения, сколько вопросы государственного суверенитета.
Так, 4 октября в Минске прошел митинг против размещения российских военных баз в Беларуси под лозунгом "Войне – нет!". По разным оценкам, он собрал от 300 до 500 человек – для белорусской столицы по нынешним временам число не такое уж и маленькое.
Мирные военные базы
Формально спокойствие нарушило недавнее распоряжение Путина в адрес правительства РФ подписать соглашение о создании авиабазы в Беларуси. Однако на самом деле тема самолетов проходит красной нитью в белорусско-российских отношениях. Авиабазу планировали создавать то в Барановичах, то в Лиде, то в Бобруйске. В результате в Барановичи российские самолеты как будто прилетели для совместного патрулирования белорусской границы. Тем не менее не далее чем в августе этого года Лукашенко заявил, что российских военных самолетов в стране нет. А есть две "абсолютно мирные военные базы".
"На нашей территории две абсолютно мирные военные базы, – удивил мир новым оксюмороном Лукашенко на встрече с белорусскими СМИ. – База в Барановичах – там, наверное, 3 четверти наших людей служат. База в Ганцевичах – можно сказать инженерная высокотехнологичная станция, которая ведёт контроль за пуском ракет. Они могут атаковать Украину? Нет".
Другое мнение у одного из организаторов митинга, экс-кандидата в президенты Владимира Некляева.
"Это база с активным вооружением, которая угрожает соседним странам, – высказался он на митинге по поводу готовящегося соглашения. – Естественно, соседние страны будут выделять часть сил и средств на разрушение этой базы, на предотвращение угрозы. Эта база может быть задействована уже сейчас. Например, в войне России против Украины. И эта база предназначена для ударов по Киеву. Украинская сторона это понимает. Я уверен, что там некоторые силы и средства, например ракеты "Точка" действием до 500 км, могут быть подведены к границе, когда эта база появится. Украинские самолеты также будут сориентированы для ударов по этой базе. Мы окажемся втянутыми в войну с нашим ближайшим соседом. Безусловно, россияне тоже наши родственники, но быть втянутыми в войну России против Украины – это не только аморально, это опасно".
Николай Статкевич и другие пришедшие на митинг политики высказались в том смысле, что белорусский народ "толкают к глобальной войне, делают мишенью для каких-то целей, чтобы еще год или два посидеть в этом кресле" и что российские базы в Беларуси "рано или поздно, как раковая опухоль, дадут свои метастазы в виде "зеленых человечков". Вероятно, впервые агитация против Лукашенко построена не по принципу "он – диктатор и сукин сын", а по принципу "этот наш сукин сын может привести сюда чужого, еще большего сукиного сына".
Многовекторность дается все сложнее
Что характерно, милиция, хоть и подогнала автозаки, проведению акции почти не мешала и никого в итоге не задержала. И дело тут не только в том, что Лукашенко вынужден проявлять выдержку перед важным экзаменом на демократичность. Но и в той двойственной позиции, которую сам белорусский президент занимает по отношению к российско-западному противостоянию и роли Беларуси в нем.
Коротко ее можно охарактеризовать как стремление остаться у руля суверенного государства, при этом максимально получив бонусы с обеих сторон. До недавнего времени Лукашенко неплохо удавалось с помощью геополитического рычага поддерживать на плаву "белорусское экономическое чудо". Однако времена изменились, в воздухе запахло Третьей мировой, и игра в буферной зоне стала сложной и опасной.
Лукашенко задействует весь свой ораторский талант, чтобы убедить стороны: россиян – в том, что белорусы им братья навек, украинцев – в том же самом, европейцев – в том, что пора налаживать отношения, белорусов – в том, что независимость страны для него превыше всего. "Беларусь всегда будет свободной и независимой!" – этот лозунг первый в нынешней предвыборной программе Лукашенко.
Однако на деле проводить многовекторную политику ему все сложнее, и, несмотря на красивую риторику, Лукашенко приходится идти на поводу военных интересов Кремля. В то же время умеренные митинги против российского военного присутствия ему выгодны, так как дают психологический аргумент в торге с Путиным: дескать, новые сделки подрывают стабильность внутри страны.
Что до простых белорусов, то, несмотря на политическую апатию и отсутствие протестных настроений, они, как и оппозиция, испытывают сильную тревогу за военное напряжение вблизи границ. Мнение же о том, чем являются российские базы для страны, защитой или угрозой, в обществе совсем не едино.
Согласно соцопросу Независимого института социально-экономических и политических исследований, только 22,3% опрошенных белорусов одобрили проект строительства авиабазы. Еще 27,5% ответили, что им это безразлично, а 45,3% заявили, что они против.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.