Ну что, свершилось. Продажные либеральные писаки больше не называют советника президента России, академика РАН Сергея Юрьевича Глазьева шарлатаном, а его предложения по реформированию российской экономики не объявляют совком, сталинщиной и концом света.
Наоборот. Идеи академика широко обсуждаются в регионах. Серьёзные осторожные люди, например, Яков Моисеевич Миркин, председатель совета директоров инвестиционной компании «Еврофинансы», стали говорить о том, что предложения Глазьева (точнее, Столыпинского клуба) это вполне проевропейская континентальная модель развития экономики:
«Никто из тех, кого объединяет «Столыпинский клуб», не собирается строить «мобилизационную экономику», «командную экономику», «закрытую экономику», «плановую экономику» и т.п. Это – со всем их прошлым и будущим, с любыми фамилиями – рыночники. Могу сказать, какое определение будущей российской экономики я давал на заседаниях Столыпинского клуба. И все с ним были согласны.
Это – «открытая, социальная рыночная, диверсифицированная, развитая экономика, обеспечивающая высокую продолжительность жизни населения и качество его жизни на уровне первой двадцатки стран мира».
По сути, это — проевропейская экономика, так называемая «континентальная модель». Правая социал-демократия, лейбористы, если в идеологических терминах. А кто-то, особенно из бизнеса – и консерватор.
Дальше, наверное, стоит – вместо ссор, кличек и эпатажа – тихо обсуждать, как это сделать. Что реального и что нереального в программе Столыпинского клуба».
Вот, кстати, и программа (в её основе тот самый доклад Глазьева). Можете почитать не в пересказе, а прямо из фейсбука Бориса Титова, уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей, сопредседателя «Деловой России» и председателя экспертного совета Столыпинского клуба.
В общем, рухнули тёмные чары. Отбиты атаки клеветников. Что дальше?
Дальше самое непонятное. Реализация «континентальной модели» подразумевает мощное системное вмешательство государства в скорбные дела отечественного бизнеса. Если говорить прямо и грубо, российская власть должна взять за шиворот обнаглевших жирных банкиров, натыкать их носом в Уголовный Кодекс, отвадить от валютных спекуляций и заставить работать на страну.
Вразумлённые банкиры станут после этого кротко принимать деньги от Центробанка (он как раз напечатает побольше рублей), раздавать под низкий процент десяткам и сотням тысяч малых и средних бизнесменов, следить за целевым использованием средств, обеспечивать высокую возвращаемость кредитов — и получать с этого небольшую честную маржу.
Собственно, так работают банки почти во всём мире. Но не в России. У наших банкиров сложились другие приоритеты. Сегодня трудно представить, что вот эти холеные снисходительные люди, которые на валютных спекуляциях поднимают миллиарды и ленятся шевельнуть мизинцем для спасения загибающегося производственного бизнеса – всё бросят, и станут работать как Путин на галерах. Примутся кредитовать, допустим, проекты по обустройству глубинной России, по возведению там сотен и тысяч комфортных посёлков с доступными среднему россиянину ценами, да связанных хайвеями с мегаполисами и мега-моллами на перекрёстках, да с рабочими местами и европейскими зарплатами. Такие проекты давно готовы, например, у Юрия Крупнова, я вам о них рассказывал.
А следить за банкирами и подрядчиками (вдруг они примутся воровать?) поставят чиновников. Которые сами воровать уже бросили и теперь изо всех сил берегут народную копейку. А за чиновниками будет присматривать их начальство, федеральные министры, как раз переставшие строить себе дворцы в Подмосковье.
Шутки шутками, но без силового начала, без государственных мускулов и государственного кулака действительно ничего не выйдет. И нигде никогда не выходило. Рынок сам ничего не отладит. Он уползёт, просочится туда, где легче и не надо потеть. Именно так поступили наши банкиры: они просочились к валютным спекуляциям. И вполне откровенно заявляют, что кредитовать малый и средний бизнес им не интересно.
Теперь в России должен откуда-то взяться новый Столыпин (не Сталин, чур) и первым делом до смерти напугать банкиров. Может, придётся вернуть в УК смертную казнь, в том числе за экономические преступления. Затем придётся так же сильно напугать заёмщиков, получающих кредиты из напечатанных триллионов под низкий процент, потом напугать подрядчиков и чиновников, которые должны честно следить за правильным ходом выполнения проектов.
Можно ли как-то обойтись без «напугать»? Не знаю. Думаю, нет.
Есть ещё одна гигантская проблема. Этот новый Столыпин, если у него будет получаться, сделается необычайно популярным в народе и обязательно выиграет у Путина следующие президентские выборы.
Но может, сам Путин захочет и сможет стать новым Столыпиным? Эх! Если бы смог, давно бы стал.
Вот такая, в общем, диспозиция. Вариантов развития событий я вижу три.
Первый, самый оптимистический и наименее вероятный: Путин находит нового Столыпина (они в России есть), назначает его премьером, Глазьева назначает председателем Центробанка – и в стране начинается огромная созидательная работа. Телевизор перестаёт блажить с утра до вечера про лицемерие и козни западного мира и начинает рассказывать о проблемах обустройства нашего собственного мира. Русского. А насчёт власти Путин и новый Столыпин как-нибудь договорятся.
Второй, вариант, наиболее пессимистический: предложения Столыпинского клуба начинают масштабно проводить в жизнь, ничего не меняя в структурах управления или меняя косметически. Одних мерзавцев ототрут от сосцов российского бюджета, другие мерзавцы к ним жадно приникнут. Проекты будут составлять и выполнять с огромными откатами. Воров ловить не станут — вернее, продолжат «борьбу с коррупцией» в том виде, в каком она идёт сейчас. В результате начнётся гигантская инфляция, сотни и тысячи объектов останутся не достроенными, в стране наступит всеобщее разочарование, а следом может наступить и новая социалистическая революция. К октябрю-ноябрю 2017 она как раз успеет созреть.
Третий вариант, наиболее вероятный. Потрындев ещё некоторое время о необходимости дедолларизации, о том, что Великая Россия будет жить своим умом и прочая, прочая, верхнее начальство вскоре объявит, что, в общем, дело уже сделано. Победа одержана! Несмотря на повсеместные происки врагов. Какие-то фрагменты глазьевско-столыпинских предложения действительно исполнят, и, может, даже с пользой. В остальном всё будет идти, как идёт. Россия продолжит култыхаться своим особенным путём по бездорожью – ну так и раньше ведь култыхалась, и ничего, до сих пор жива, суверенна, чего и другим желает.
***
© ZONAkz, 2015г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.