Алматы. 12 июля. КазТАГ – Ксения Бондал. Увеличение субсидирования кредитных ставок не поможет сельскому хозяйству в Казахстане, считает финансовый директор ТОО «Агрофирма TNK» Аскар Алимбаев.
«Государственное субсидирование кредитных ставок в казахстанских условиях в некоторой степени стимулирует рост банковских ставок в принципе. Коммерческие банки позволяют себе увеличивать стоимость кредитов для сельхозкомпаний, потому что в ответ государство усилит собственную кредитную поддержку аграриев», — сказал А. Алимбаев корреспонденту КазТАГ во вторник.
Сельское хозяйство во всем мире само по себе является убыточной отраслью, которую государства должны поддерживать. В разных странах эта помощь различается, отметил он.
Однако рассматривать процесс субсидирования нужно не только как часть внутренней экономической политики, сделал оговорку А. Алимбаев. Казахстан теперь является членом Всемирной торговой организации (ВТО) и, к сожалению, при вступлении в нее для отечественного сельского хозяйства оговорены не очень хорошие условия, добавил он.
«Например, когда Германия вступала в ВТО, то сразу заявила, что будет субсидировать свой агросектор на 20%. Казахстан претендовал на такой же размер помощи сельскому хозяйству, но ему позволили только 3%-ные субсидии. Не смогли наши переговорщики добиться таких же результатов, как другие страны», — напомнил А. Алимбаев.
По этой и ряду других причин местные агрокомпании неконкурентны в рамках ВТО, при этом в сектор вкладываются огромные бюджетные деньги, но это не дает должного эффекта. Вот и получается, что государственное субсидирование – вещь неоднозначная в Казахстане, подытожил собеседник.
Прежде чем увеличивать размер господдержки, необходимо наладить сам процесс выделения денег сельхозпредприятиям, считает глава племенного хозяйства по разведению пчел Виталий Рузанов. Когда речь заходит о программах поддержки агросектора, те, кто в них участвовал, сразу вспоминают, «какая это бумажная волокита», добавил он.
«Наше ИП первым в Казахстане получило субсидии в области пчеловодства и первым от него отказалось из-за бюрократических проволочек, которые приводят к большим издержкам производства», — пояснил В. Рузанов.
Например, если произведенный в обычном цехе улей стоит Т7 тыс., то в мастерской, где для банковской отчетности представят все необходимые документы, он будет стоить Т15 тыс. Понятно, что бюджетные деньги требуют большого контроля, но он превращается в тотальную слежку за каждой купленной доской, добавил собеседник.
«Я уже не говорю о коррупции, когда чиновники требуют у нас подарки за каждую подпись на всяческих разрешительных документах. Со всеми этими попутными тратами от финансовой помощи государства для облегчения кредитного бремени наших производителей почти ничего не остается», — добавил В. Рузанов.
Напомним, на прошедшем 8 июля заседании правительства министр сельского хозяйства РК Аскар Мырзахметов предложил увеличить субсидируемую государством часть процентной ставки по кредитам.
«В связи с увеличением процентных ставок по кредитам с 14% до 19% предлагается соответственно увеличить субсидируемую часть процентной ставки по кредитам с 7% до 10%, а для лизинга – с 10% до 13%. Таким образом, если сейчас при процентной ставке 19% сельхозтоваропроизводителей платят 12% по кредиту и 9% по лизингу, то в будущем будут платить 9% и 6% соответственно», — сказал А. Мырзахметов в минувшую пятницу.