Игроки рынка стали запасаться кризисными стратегиями

Все больше компаний в Казахстане помимо позитивного и негативного сценария имеют в виду еще и «очень плохой»

«Работы теперь очень много», – сообщил наш источник, пожелавший остаться неизвестным. Данный специалист оказывает услуги средним и крупным (полукрупным – зависит от того, какими критериями оценивать) компаниям, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Казахстана. Он утверждает, что спрос на кризисные стратегии, где исходной точкой выступает резкое обнищание (падение доходов) населения страны, переживает скачкообразный рост.

Мнения и заклинания, которые объясняли и оправдывали девальвацию тенге лета 2015 года, не реализовались. «Девальвационное чудо» должно было обеспечить переход с проедания нефтедолларов на «производственные» тенге в реальном секторе Казахстана. Однако падение доходов населения не привело к всплеску экономической активности. За подешевевшими рабочей силой, производственными активами, энергоносителями и услугами государственного менеджмента никто в очередь не выстроился.

Кризис – это прежде всего слом старой системы. В подобном смысле сокращение потоков сырьевых долларов вполне ощутимо и осязаемо – оно простирается от закромов Национального фонда до сокращения импорта новых автомобилей. Вот только слом старой системы не гарантирует появления новой (по крайней мере быстро). Например, тот же внутренний и въездной туризм нового импульса развития не получил.

экономика

В ситуации, когда прежняя (сырьевая) хозяйственная модель Республики Казахстан обескровлена, но продолжает функционировать на «малых оборотах» и альтернатива ей не формируется, игроки местного рынка вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Даже у правительства есть горизонт планирования минимум в один год, свидетельством чего выступает республиканский бюджет. Когда его корректируют и секвестируют, все равно имеется платформа, от которой можно отталкиваться. Средние, крупные и промежуточные между ними компании тоже формируют бюджеты и стратегии хотя бы на год. До наступления «голодного периода» горизонты планирования простирались гораздо дальше.  

Ревальвация тенге (курс поднялся с 333 до 312 за доллар) не успокоила тревог бизнеса. К тому же баррель опять устремился в сторону $50. Работающая по западным лекалам фирма стандартно имеет в своем портфеле «позитивный», «негативный» и «нейтральный» план на текущий год. Однако специфика 100-летнего юбилея Февральской и Октябрьской революций заключается в дичайшем разлете потенциальных сценариев развития экономических процессов. Наш источник утверждает, что колоссальный диапазон возможных событий (от «все будет хорошо» до «все погибло») на топ-менеджмент обращающихся к нему компаний действует от «угнетающе» до «деморализующе».

Даже те фирмы, которые отказались от стратегий развития в пользу стратегий выживания, не чувствуют себя уверенно в нынешней ситуации. Как, например, им с высокой уверенностью строить планы, если банковский сектор Казахстана может преодолеть имеющийся кризис, а может и коллапснуть со всеми вытекающими из этого последствиями. «Укрупнение» банковских игроков видится в качестве компромиссного сценария, но тоже со многими неизвестными.

Частичный уход авиакомпании KLM из неба РК – тоже плохой индикатор. То есть KLM, позиционирующаяся на рынке гражданской авиации в качестве компании-пионера, смело приходящей на новые рынки без должного развития необходимой инфраструктуры – на вырост – после многих лет работы в республике приняла решение сворачивать свое присутствие. Таким образом, негоцианты из Нидерландов положительных перспектив на местном рынке разглядеть не смогли.

Наш знакомый специалист работает в первую очередь с теми компаниями, которые действуют на потребительском рынке. Для них доходы населения имеют критическое значение. Чтобы было понятней: системной коррупции такие фирмы боятся меньше, чем падения платежеспособного спроса. Неплатежеспособный спрос им тоже в чем-то интересен, но лишь тогда, когда существует явная перспектива его перехода в платежеспособный спрос для достаточной по объему (здесь у всех свои показатели) группы потребителей. К сожалению, в данный период времени протекает обратный процесс: платежеспособные категории населения сокращаются.

Разумеется, люди продолжают покупать продукты питания, одежду, лекарства, средства личной гигиены, но каким этот процесс будет завтра и послезавтра – никто не знает наверняка. Поскольку к хорошему любая компания (как и человек) адаптируется хорошо, то главной проблемной зоной выступают негативные сценарии. У перекредитованного населения Казахстана вполне достаточно потенциальных вызовов и поводов к тому, чтобы еще туже затянуть пояса. Поэтому одни игроки добавляют больше «жести» в свои негативные стратегии выживания, другие вдобавок к трем «классическим» вариантам развития событий просят нашего знакомого отдельно подготовить «очень плохой». Потом его с явной опаской и вдумчиво читают. «Дай Бог, до этого не дойдет», – это почти стандартная фраза заказчиков на выдохе. Потом они делают вдох и размещают папку с проблемным сценарием развития в таком месте, чтобы в случае необходимости он сразу оказался под рукой.                 

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.