«В 2016 году коррупционная житница республика дала потрясающие всходы – колосистые и разнообразные»

Сетевые СМИ о коррупции

«Ущерб от коррупции в Казахстане в 2016 году составил 13,6 млрд тенге» — 31 марта на заседании комиссии при Президенте РК по вопросам противодействию коррупции госсекретарь Гульшара АБДЫКАЛИКОВА рассказала об ущербе от коррупции, сообщается на сайте Акорды.

"Обеспечивается принцип неотвратимости наказания за коррупцию. В 2016 году к уголовной ответственности привлечены 18 руководителей республиканского уровня, 59 – областного, 134 – городского и районного уровней. Из установленного ущерба в 13,6 млрд тенге возмещено 5,3 млрд тенге, или 39%", – сказала Гульшара Абдыкаликова.

За 2016 год уполномоченные органы провели анализ коррупционных рисков в деятельности 156 госорганов. "Для разъяснительной работы в министерствах и местных исполнительных органах проведены встречи со служащими. В СМИ созданы более 80 рубрик", – сообщает пресс-служба Акорды.

По итогам заседания Госсекретарь поручила разработать очередной план по реализации Антикоррупционной стратегии.

Ущерб от коррупции

Талгат ИБРАЕВ – «Коррупция-2016: в Казахстане воруют ударными темпами» — В 2016 году коррупционная житница республика дала потрясающие всходы – колосистые и разнообразные. Так или иначе в отчетах "комбайнеров", то есть правоохранительных органов, засветились практически все министерства и ведомства, не подвели и акиматы. Как говорят умудренные опытом, нынешний год еще жидковат на коррупционные рекорды, поскольку в прошлом за один год в Казахстане на скамью подсудимых попали сразу премьер-министр и два-три акима областей вместе с львиной долей аппарата. Тем не менее, и в 2016-м Национальному бюро по противодействию коррупции есть, чем хвастаться. По данным этого ведомства, только за девять месяцев текущего года государству было возвращено более 9,5 млрд тенге ущерба, арестовано и изъято имущества на сумму более 10 млрд тенге. К ответственности привлечено 871 чиновников и ответственных лиц, из них руководителей: республиканского уровня 15, областного 53, городского и районного 103.

Татьяна КИСЕЛЕВА – «Коррупция растет в арифметической прогрессии» — За первые три месяца 2017 года количество коррупционных нарушений увеличилось на 33% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Эти данные приводит комитет по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК. Кроме того, согласно данным ведомства, в 2016 году коррупционных преступлений было на 20% больше, чем в 2015 — 960 против 760. Можно предположить, что к концу 2017 года количество коррупционных преступлений может на 50% превысить уровень 2015 года.

Политолог Марат ШИБУТОВ — Это не коррупционеров больше стало, а их стали больше задерживать. В этом году агентство РК по противодействию коррупции начало более активно себя вести, и это дает нам право утверждать, что ситуация становится лучше.

Данияр АШИМБАЕВ — Понятно, что какие бы громкие аресты ни проходили, остаются фигуры, которые хоть и должны быть в центре внимания, но туда не попадают. Да и сами правоохранительные органы часто фигурируют в коррупционных схемах. Успехи немалые, но в то же время мы видим — коррупция настолько всеобъемлющая, что борьба с ней не поспевает за масштабами явления. Так что какие бы меры ни принимались, у нас слишком много дыр в законодательстве и в бюджетном процессе, поэтому некоторым фактам коррупции не дается политическая оценка. Взять даже уголовное дело по EXPO – детали не были озвучены, а тема была свернута после приговора.

Денис КРИВОШЕЕВ — У нас сегодня стало так много претендентов на разные места, что в стремлении занять то или иное в ход идут любые инструменты. А учитывая, что честных людей сегодня катастрофически мало, борьба с коррупцией стала главным инструментом в поединке за место под солнцем.

Дастан ЕЛЬДЕСОВ – «Вся жизнь в сетях коррупции: от младенца до старика» — В Казахстане – безудержная коррупция?! У нас все продается и покупается: коррупция впитывается с молоком матери – это национальная «идеология», «двигатель карьеры», «смысл жизни», она сопровождает человека на всем протяжении его жизни – от рождения до смерти. С коррупционными фактами сталкивается каждый житель страны, и они нередко воспринимаются как нечто непреодолимое и неизбежное в нашей жизни. Дело дошло до того, что коррупция в масштабах республики ныне угрожает национальной безопасности. Трудно определить, в какой сфере деятельности она отсутствует – так незаметно проникла во все сферы и в новых «технологических» проявлениях и схемах, особенно за последнее 15 лет. Само определение «честный человек» уходит в прошлое как анахронизм или используется как синоним неудачника.

Напрашиваются следующие выводы. Развитые страны имеют и низкие показатели по коррупции. При желании можно перенять успешные опыты других стран, ибо они основаны на соответствующих законах. Коррупция в большей степени присуща тем странам, где есть проблемы с демократическими свободами, свободой слова, большая разница в доходах, нарушение законов со стороны властей. Социальная стабильность в странах с низким уровнем коррупции и, наоборот, нестабильно там, где процветает эта болезнь. «Коррупционные» государства не очень заинтересованы в борьбе с коррупцией, чтобы не менять «традиционную» политику. Ведущие страны не заинтересованы в искоренении социального зла в неразвитых странах – так легче влиять на их политику в своих интересах.

«Внедрить ответственность руководителей за коррупционеров-подчиненных предложили в Казахстане» — Внедрить персональную дисциплинарную ответственность руководителя за непринятие мер для противодействия коррупции предложил заместитель председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик ШПЕКБАЕВ – «Мы предлагаем внедрить персональную дисциплинарную ответственность руководителя за непринятие мер для противодействия коррупции. За последние пять лет четыре органа не сходят с пьедестала в отрицательном понимании. Как таковой ответственности нет. Если бы меры принимались к руководителям тех управлений, где были допущены коррупционные проявления, я думаю, ситуация изменилась бы».

«Перед законом все равны, исключений ни для кого нет» — Заместитель председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции РК Алик ШПЕКБАЕВ высказался о крупных уголовных коррупционных делах в Казахстане – «О крупных делах, о которых вы наслышаны, мы ещё раз хотим сказать, что сегодня перед законом все равны, исключений ни для кого нет. Все эти громкие дела — это не акция устрашения, это системная, комплексная, последовательная работа (…) Коррупция является одним из опаснейших явлений, которые способствуют разрушению государственных устоев, морально-нравственных ценностей, подрывает доверие людей к власти, в первую очередь, соответственно и является прямой угрозой нашей национальной безопасности».

Политолог Талгат КАЛИЕВ – «Мы делаем шаг вперед, но система отбрасывает нас на два шага назад» — Мы, не моргнув глазом, посадили экс-премьер-министра, бывшего главу корпорации ЭКСПО-Астана. Вроде бы, в стране ведется беспощадная борьба с коррупцией. И, куда уж простым, если даже такие влиятельные оказались за решеткой.

Но, почему-то отпустили никому ранее неизвестного господина Ни, взятого с поличным при получении взятки в миллион долларов. И это, когда чиновников районного уровня отправляют за решетку за несколько тысяч тенге. Парадоксально, но у всех у них были дети, большинство погасили ущерб. Но избирательный подход наша правоохранительная система проявила к тому, кто открыто взял взятку не конвертом, а чемоданом.

Мы делаем шаг вперед, но система отбрасывает нас на два шага назад. Этот случай не способен прибавить социального оптимизма, а грубо подрывает доверие населения к власти. Это вправду неизлечимо? Или все-таки в стране есть некая пятая колонна, действующая вопреки и во вред? Если так, то не пора ли начинать ее разоблачать?

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.