Остановите Украину, я сойду. Часть вторая

Чтобы очутиться в прошлом, достаточно приехать в эту страну. А чтобы оказаться в будущем – уехать

Начало здесь.

На Украине я была пять лет назад. На первый взгляд, страна не изменилась. Не добавилось внешнего блеска и не убавилось нисколько. Но стоит поговорить с людьми, чтобы понять, как изменилась их жизнь. Не в лучшую сторону.

Весна – она особенная. Каждый раз кажется, что будет лучше, чем вчера. Все, у кого есть участки, дачи, возделывают их все так же любовно, рассчитывая на урожай и самих себя. Только добавляется все больше заброшенных территорий – у сельскохозяйственных кооперативов нет тягловой силы.

Киев
Зарисовки с улиц Кривого Рога

Украина живет по законам военного времени. Один из инженеров рассказывает, что у их предприятия начали забирать весь тяжелый транспорт, который так необходим для перевозки камня из карьеров. Военная разнарядка. Когда поняли, что не получат никакой обещанной компенсации, стали хитрить, ставя на временный прикол и вполне исправные машины, которые работают, а при приближении реквизиторов не заводятся.

Было немало случаев (видно, это практика), когда у таких же предприятий изымали транспорт и даже обязывали доставить в «горячую» точку, а потом водителей оставляли на войне. Простая рабочая командировка превращалась в военную, затягиваясь на длительное время. Хорошо, если вернешься живым…

Во всех городах и селах, к месту и не к месту, установлен национальный двуколор. С началом войны в Донбассе появилась новая традиция: семья, в которой кто-то погиб в АТО, водружает прапор на дом, на балкон, во дворе. Таких мы увидели немало…

Киев
Вот такие прапоры можно увидеть в любом городе УКраины

На украинском телевидении тоже хватает пропагандистских передач. Говорят о политике и о жизни. А поскольку в числе гостей только свои, то никто ни с кем не спорит, как на российском ТВ, не кричат и не оскорбляют друг друга – идет запись в студии, ведущий или двое степенно задают вопросы приглашенным, те по очереди, в спокойной манере, подбирают выражения. Иногда, правда, и здесь звучат провокационные вопросы про Россию и войну в Донбассе, формулируются очень остро, а эксперты со знанием дела расставляют свои акценты.

Только один раз за полтора часа какой-то министр или чиновник сорвался, очень эмоционально объясняя, что не так все и плохо на Украине: «У каждого второго айфон – и это мы погано живем? В прошлом году в Египет съездили отдыхать 1 млн. человек, в Турцию – 1 млн. человек. И это мы погано живем? Тот, кто хочет отдыхать, зарабатывает и едет…».

Параллельно идет опрос на тему «Что вас волнует?», результаты показывают в реальном времени. Каков же итог? 25% проголосовавших отметили вариант «Будущее Донбасса», 75% – «Уровень пенсий и зарплат».

Киев
Магазинные полки со снижением цен пусты

То, что люди выбрали экономический, а не политический вариант, еще не значит, что они стали меньше интересоваться политикой и спорить о ней, и ругаться, и выяснять отношения. Но политика становится уже заезженной пластинкой. По крайней мере, в украинских семьях, где члены семьи исповедуют разные политические взгляды, и еще окончательно не рассорившиеся друг с другом, стараются в новые споры и дискуссии не вступать – аргументов для переубеждения ни у тех, ни у других не хватает. На улицах, остановках, в магазинах и на базарах тоже стараются избегать политических стычек. Больше других, конечно, приходится сдерживаться тем, кто против нынешней политической власти.

Очевидно, что среди всех политических завоеваний, которые осуществлены на Украине – это выборность местной власти. Народ сам выбирает мэра и получает такую власть, которую заслуживает. Причем, в некоторых регионах, даже со сменой власти в Киеве, на ответственных постах в регионах смогли удержаться старые мэры. Это было непросто – результаты выборов Киев не утверждал и даже пытался сфальсифицировать, чтобы поставить своих ставленников, приходилось судиться. Так было с выборами в Кривом Роге, в итоге город возглавил тот, кого хотел видеть народ.

Киев
Овощные ряды в украинских супермаркетах

Своего мэра жители уважают: хозяйственник он неплохой, наводит порядок – мы даже в выходные дни видели рабочих, занятых на починке трамвайных путей, в городе чисто. Но, например, в многоэтажных домах уже три года нет горячей воды: сначала ее подавали с перебоями, потом и вовсе отключили. Теперь ясно, что навсегда – водопровод из-за коррозии просто пришел в негодность. Пробивные способности и финансовые возможности мэра не безграничны.

Тут бы выжить. Многие украинцы остались без работы и ищут лучшей доли в западных странах, по разным оценкам, от 3 до 5 млн. человек. Кто может, живет за счет натурального хозяйства. Другие торгуют – чем придется. Тяжелее всех пенсионерам. С момента прихода к власти Петра Порошенко социальные индикаторы застыли на одном уровне. Минимальная пенсия – 1300 гривен (48 долларов). Пенсия размером в 100 долларов в эквиваленте считается роскошью. Хотя с девальвацией гривны она обесценилась более чем в три раза – ведь цены, прежде всего на продукты, растут вслед за долларом. Пенсию изредка увеличивают только тем, у кого она минимальная, кто не особенно утруждался в своей жизни.

Особенно было тяжело в прошлом году, когда стоимость коммунальных услуг взлетела неимоверно – например, газ стал дороже в семь раз. За двухкомнатную квартиру в обычной панельке нужно платить около 2 тыс. гривен – почти пенсия. В этом году, по крайней мере, в Кривом Роге, мэр своим распоряжением выдает субсидии всем малоимущим, пенсионерам, безработным – каждому считают индивидуально, платежи за коммунальные услуги не должны превышать 15% от доходов семьи.

Киев
Украинское сало по 75 гривен за кг распродается, как горячие пирожки

Пока еще сохраняется у пенсионеров и инвалидов право на бесплатный проезд в междугородних электричках и городских автобусах и маршрутках. Между городами они, конечно, передвигаются нечасто, а сэкономить 5 гривен в поездке по городу для любого старика – большая радость.

Продукты по украинским меркам очень дорогие. Булка хлеба стоит 8,80 гривен (0,33 доллара), рис – 16,34, гречка – 30,54, сахар – 16,99, свинина – 65-87 гривен. Магазинные полки не ломятся от продуктов, но в наличии все необходимое есть. В конце апреля были уже местные помидоры, огурцы, но перец – испанский – 130,99 гривен за килограмм (4,85 доллара). Правда, на специальных стендах, где можно было бы купить какие-то товары со скидкой – нет вообще ничего. Бывает в продаже социальных хлеб по 7,50, но хватает его не на всех.

Минимальная зарплата в стране составляет 3200 гривен. А самая высокая – у участников в зоне боевых действий в зоне АТО. Им платят 8-9 тыс. гривен в месяц. Для них же действует 21 льгота. Но даже за такие деньги и цацьки не каждый готов записаться в добровольцы. Мужчины призывного возраста предпочитают восточному фронту западные перспективы.

Киев
Просто украинский супермаркет

…Из Украины мы снова едем в Польшу. На поезд билетов не было – пришлось взять на автобус Львов – Варшава. Полный салон гастарбайтеров. В воздухе отчетливо закрепился легкий запах алкоголя. Сразу за нами, в следующем ряду, сидят два мужика. Сначала говорят громко, знакомятся, расспрашивают друг друга. Потом речь заходит о политике и они неожиданно, как сговорившись, переходят на шепот. Не обо всем можно говорить вслух.

На украинской границе мы простояли 3 часа. Еще три часа – на польской. Утомительная и даже в некоторой степени унизительная ночь на исходе. Теперь я понимаю, почему украинцы так хотят безвизовый режим…

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.