Французская газета Les Échos опубликовала материал Жака Юбер-Родье в виде интервью с Александрой де Хооп Схеффер, директрисой парижского отделения американского фонда Германа Маршалла, под названием «La France peut être la passerelle entre les Etats-Unis et l'Europe» — «Франция может быть мостом между Соединенными Штатами и Европой».
«Жак Юбер-Родье: Представляет ли Дональд Трамп собой угрозу для Североатлантического альянса?
Александра де Хооп Схеффер: Он являет собой угрозу для НАТО в двух отношениях: во-первых, потому что его авторитарные тенденции политически ослабляют Соединенные Штаты и Альянс в то время, как эта организация уже переживает рост популизма. Во-вторых, постольку, поскольку он поставил под сомнение приверженность США Статье 5 и обусловил оказание военной помощи государствам-членам выполнением ими своих финансовых обязательств в отношении НАТО. Его транзакционный подход «разделения бремени» вносит раскол в НАТО между теми, кто стремится сохранить свои отношения с Вашингтоном (Великобритания или страны Центральной Европы), и теми, кто не воздерживается от демонстрации своих разногласий с американским президентом (Франция и Германия). И все же следует признать то, что Трамп с его тактикой обзавелся союзниками в Европе за несколько недель, то есть в плане увеличения военных расходов и оборонных инвестиций ему удалось достичь того, чего не добились предыдущие администрации США.
Жак Юбер-Родье: Должен ли Североатлантический альянс замкнуться в Европе перед лицом российской угрозы?
Александра де Хооп Схеффер: Такое замыкание невозможно, потому что американцы рассматривают НАТО в качестве глобального альянса, который должен служить их глобальным интересам. Именно поэтому Дональд Трамп хочет, чтобы НАТО сделало борьбу с терроризмом своим приоритетом. Но русское дело также обязывает его подтвердить важность Статьи 5 и осуществлять меры по перестрахованию на востоке. НАТО не может себе позволить концентрацию на одной единственной угрозе. Это и было ошибкой предыдущих пятнадцати лет после 11 сентября 2001 года, когда организация была всецело поглощена борьбой против повстанчества и терроризма в Афганистане, на пути к «возврату» к Статье 5 в 2014 году, при аннексии Крыма Россией. В 2017 году вслед за избранием Трампа НАТО переживает третью смену курса. Разногласия, которые были порождены в рамках НАТО этими разворотами, постепенно начинают отступать по мере подключения государств-членов к миссии Atlantic Resolve («Атлантическая решимость») в прибалтийских республиках и Польше и к предстоящей миссии по борьбе с Исламским Государством в рамках международной коалиции, в которой НАТО участвует в качестве члена.
Жак Юбер-Родье: Может ли Турция разрушить НАТО?
Александра де Хооп Схеффер: Турция так же, как Венгрия или Польша, которые испытывают авторитарные тенденции, представляет собой наибольшую угрозу для НАТО. Сближение между Эрдоганом и Путиным очень сильно беспокоит организацию, тогда как вооруженная поддержка, которую Соединенные Штаты оказывают курдским боевикам в Сирии в рамках борьбы против Исламского Государства, вызывает резкую критику со стороны Анкары. Североатлантический альянс и Турция втянуты в характеризующиеся взаимной зависимостью отношения, из которых трудно выбраться: Альянс подергается шантажу со стороны Турции в отношении миграционного кризиса, а Анкара оказалась в западне своего членства в НАТО, которое представляет собой единственную реальную гарантию безопасности для Турции, находящейся в кольце конфликтов. Турция больше не считается реально надежной союзницей, но геополитические последствия разрыва с ней окажутся слишком тяжелыми. Вот почему немецкий канцлер церемонится с Анкарой».
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.