Грянет ли теперь Баткен-3?!

Согласно данным, которые приводятся в видеоматериале съемочной группы телеканала Aljazeera, сейчас в провинции Бадахшан находятся 2000 иностранцев. Северная окраина этого региона Афганистана непосредственно граничит с Горно-Бадахшанской автономной областью Таджикистана и Ошской областью Кыргызстана

Сайт телеканала Aljazeera.com на днях выложил документальный видеофильм под названием «ISIL: Target Russia» — «ИГИЛ: объект нападения – Россия».

В нем авторы говорят о том, что их посредник в Кабуле убедил группировку Исламское Государство позволить им проехать к ее базе, находящейся примерно в трехстах километрах к северу от афганской столицы, высоко в горах провинции Баглан, и снять там фильм о ней. По их словам, представители ИГИЛ даже дали согласие на то, чтобы съемочная группа телеканала Aljazeera встретилась с боевиками из числа женщин, то есть разрешили сделать то, чего раньше никогда не позволяли. Там, в лагере боевиков командир узбекского происхождения по имени Хамза согласился дать интервью телевизионщикам. Вот какой разговор состоялся между ним и журналистом телеканала Aljazeera:

«Хамза: Нашей конечной целью является победа во имя Ислама. Мы должны принести Ислам во все уголки мира. У нас они (боевики) проходят общефизическую подготовку и тактическую подготовку. Мы ведем герилью (партизанскую войну). Мы обычно действуем группами из четырех-шести человек. Мы вовсе не воюем против местного населения.

Авторское пояснение: Эти люди проходят подготовку с тем, чтобы сформировать «спящие ячейки» далеко на севере, за пределами Афганистана.

Aljazeera: Какие чувства вы испытываете по отношению к России?

Хамза (ощетинившись при упоминании России): Она является врагом Ислама, врагом Корана.

Авторское пояснение: Он считает русских виновными в гибели многих из его братьев в Ираке и, особенно, в Сирии.

Хамза: Они в состоянии войны с нами. Они атакуют нас с воздуха и на суше. Они пытаются уничтожить моджахедов со всего исламского мира.

Авторское пояснение: Он видит у постсоветских стран только одно будущее.

Хамза: Если они перестанут вести враждебные действия и перейдут в Ислам, мы сможем увидеть появление исламского государства во всем мире, особенно в Центральной Азии и Москве. Мы сможем увидеть появление могущественного исламского государства там.

Aljazeera: Готовы ли ваши женщины к джихаду и готовы ли они воевать против России?

Хамза: Разумеется».

ИГИЛ
"Назия и ее мать присоединились к ИГИЛ после того, как ее отец был убит в перестрелке". Фото: aljazeera.com

Согласно данным, которые приводятся в видеоматериале съемочной группы телеканала Aljazeera, сейчас в провинции Бадахшан находятся 2000 иностранцев. Северная окраина этого региона Афганистана, напомним, непосредственно граничит с Горно-Бадахшанской автономной областью Таджикистана и Ошской областью Кыргызстана.

Такая ситуация, по словам авторов вышеназванного документального фильма, официальную Москву, похоже, не очень-то сильно беспокоит. У них там есть сюжет, где специальный представитель президента Путина по Афганистану Замир Кабулов говорит так: «They are welcome, we’ll meet them appropriately» («Мы скажем им: «Добро пожаловать», мы встретим их соответствующим образом»).

То есть официальная Москва изъявляет готовность устроить исламистам подобающую встречу в случае их вторжения в Центральную Азию.

А вот директор российского Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров, выступая 31 мая на «Вечере с Владимиром Солевьевым», который показывается на канале Россия 1, сказал так: «Если завтра кто-нибудь обратится к нам с просьбой «помогите», помогать просто так не надо. Поверьте моему огромному опыту работы в этом регионе. Эти люди намного хитрее, нам иногда кажется, что они простаки, да они кого угодно обведут вокруг пальцев. Нужно нам предлагать: да, мы вам поможем. Но надо нам помнить, что мы уже не граничим, у нас нет границы в две с половиной тысячи километров с Афганистаном, от Москвы до Кабула четыре с половиной часа лету и так далее. Если хотите, чтобы мы там присутствовали, можно нам, например, сосредоточиться в крайне важном стратегическом регионе, откуда к нам идет опасность наркотиков, терроризма. В Горном Бадахшане. Но туда нас таджикские власти не пускают».

То есть получается следующее. России закрыт доступ в Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана, в то время как по соседству с ней, в афганской провинции Бадахшан находятся 2000 иностранных боевиков, в основном выходцев из постсоветских стран. Поэтому россияне, даже если бы они захотели преградить тем путь в постсоветские пределы в случае вторжения оттуда, не смогут сделать этого.

Следовательно, при развертывании подобного сценария боевики могут прорваться через постсоветский Бадахшан в юго-западную часть Кыргызстана. Иначе говоря – в Баткенскую область. Такой вариант развития событий грозит региону, по меньшей мере, повторением Баткенских событий 1999-2000 годов. О чем речь? Здесь будет, думается, нелишним напомнить историю двух вторжений исламистов в постсоветскую Центральную Азию.
В 1999 году боевики Исламского движения Узбекистана вторглись в Баткенский район Кыргызстана. Кыргызским силовым ведомствам кое-как удалось от них отбиться. Власти Кыргызстана впоследствии сделали, помимо прочего, и оргвыводы. И статус Баткена повысился до центра вновь созданной области. Но на следующий год все равно случился так называемый Баткен-2. В 2000 году боевики группировки Исламское движение Узбекистана напали также на Узбекистан. Летом 2001 года наблюдатели, наученные, так сказать, опытом предшествовавших двух лет, начали ожидать Баткен-3. Но тогда до осени такие события не повторились. А в сентябре грянул 9/11, а после этого США и их союзники вторглись в Афганистан и свергли правивший там режим Талибана.

Сейчас, по прохождении 16 лет, ситуация у южных границ постсоветского пространства складывается так, что невольно вновь вспоминаются те давние Баткенские события. Повторятся ли они теперь?!

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.