Как вам нравится? Красная книга Казахстана будет переписана заново. Популяция краснокнижных животных, которые находились под охраной государства, но уничтожались бесконтрольно и незаконно браконьерами, будет регулироваться новыми нормативными актами.
«Мировой практикой доказано, что научно-обоснованный лимит изъятия старых самцов не оказывает угнетающего влияния на популяцию, а в некоторых случаях только увеличивает ее продуктивность. Для некоторых государств он стал единственным способом сохранить редкие виды животных. К примеру, самки некоторых видов семейства полорогих остаются яловыми, когда старый самец не позволяет самцам моложе участвовать в гоне, а сам не в силах покрыть всех самок», — пишут авторы Концепции развития туристской отрасли РК до 2023 года.
Именно поэтому они предлагают пересмотреть Положение о Красной книге в части полных запретов на научно-обоснованное изъятие редких видов животных. К тому же, в документе утверждается, что «в Казахстане современное положение популяций многих редких видов стабилизировалось и можно говорить об устойчивом использовании старых особей для целей охоты».
Здесь наши исследователи и аналитики развития охотничьего туризма приводят несколько показательных примеров. США, допустим, ежегодно на нужды охоты тратят $22 млрд., а общий мультипликативный эффект от охоты составляет $61 млрд. Охотничьи хозяйства США создают более 700 тыс. рабочих мест и обеспечивают заработок более $16 млрд. в год.
Южно-Африканскую Республику в год посещают около 8 тыс. охотников, а совокупный доход от этой отрасли, при африканских-то ценах, составляет $100 млн. в год!
В Иране мархур (винторогий козел) был практически истреблен англичанами, а затем и местными охотниками. Правительством было выделено несколько лицензий на мархуров, которые были проданы на аукционах США. Общий объем средств, полученных от продажи пяти (!) лицензий, составил около $300 тыс., которые были израсходованы на работу по восстановлению численности мархуров. За счет этих средств в Иране были созданы специальные природоохранные подразделения, оснащенные современной техникой – рациями, транспортом, оружием и с хорошей заработной платой у ее сотрудников.
И вообще, отмечают авторы казахстанской концепции, «в конце 60-х годов в Европе данный вид активного отдыха стал резко набирать популярность и в настоящее время наиболее развит в Испании, Венгрии и некоторых других странах».
Что от более мягкого законодательства в охране редких животных получит Казахстан? Здесь много ожидаемых бенефитов – если, конечно, все будет сделано по уму. Государство получит средства за счет продажи права на охоту в целом и выдачу лицензий на отстрел отдельных видов животных; возможно, будут организовываться аукционы, как это делает Иран, на отстрел отдельных редких видов животных; частные охотничьи хозяйства будут финансироваться за счет правильной организации охоты; а местные компании и жители могут рассчитывать на прибыль за счет организации размещения, питания, транспортировки охотников, продажи сувениров, изготовления охотничьих трофеев.
Также наша страна может открыть круглогодичное разрешение на рыбалку по принципу «поймал-отпустил». Благо, потенциал Казахстана в озерной и речной рыбалке огромный.
Чиновники надеются, что развитие получит и кемпинговый туризм. Однако стимулирующих мер для этого не предусмотрено, зато любителям караванов и почти дикого туризма будет преподнесен букет новых стандартов и порядков: вопросы открытия кемпингов и стоянок будут строго регламентированы, как и вопросы создания инфраструктуры (о господдержке не заявляется), появятся стандарты для туристического транспорта, определены правила прохождения ТО и пр.
А еще знаете, что увлекательного появится в нашей стране? Медицинский туризм. Если сегодня мы стремимся к стандартам оказания немгновенной медпомощи, которую приходится, в ожидании приема врача, порой ждать несколько недель (при этом мы тоже ссылаемся на международную практику!), то с развитием нового вида туризма может быть и хуже. Кое-какой опыт мы уже наработали – по данным министерства культуры и спорта, в 2016 году количество иностранных пациентов превысило 10 тыс., преимущественно из стран СНГ. Но потенциал большой. Правда, авторы концепции не ставят никаких конкретных целей и не называют количество иностранных пациентов, которые смогут и захотят воспользоваться опцией «медицинский туризм». Тем не менее, он удостоен отдельных абзацев в новой концепции.
Иностранным туристам, которые еще только смотрят в сторону Казахстана или обратят внимание на нашу страну на карте мира, обещают упростить процедуры миграционного контроля и оформления виз. Возможно, даже будут открыты визовые центры Казахстана в разных странах, упрощен процесс регистрации и учета иностранных граждан, правда, преимущественно за счет внедрения новых технологий.
Насчет улучшения авиасообщения с разными странами не сказано ни слова, зато планируют развивать рынок внутренних авиаперевозок, в том числе за счет субсидирования. А надо бы сосредоточиться не только на внутреннем авиасообщении, но и на внешнем – с годами все меньше стран сотрудничают с Казахстаном. В чем, скажите, проблема? Почему бы не спросить строго с Комитета гражданской авиации, почему один за другим с рынка Казахстана уходят иностранные авиаперевозчики?
Казахстан собирается развивать туристскую индустрию за счет создания шести кластеров, туда войдут основные интересные для туристов объекты. Между строк читается, что будет реализован и скандальный проект Кок-Жайлау, несмотря на то, что общественность не принимает идею строительства нового горнолыжного курорта в заповедной зоне близ мегаполиса: «Алматы станет центром международного делового и горнолыжного туризма и будет позиционироваться как кластер "Развлечения в городе и горах"».
Страна возобновит подготовку специалистов для туристской сферы и вернет специальность «Менеджмент в сфере туризма» в перечень приоритетных по обучению за рубежом по программе «Болашак», которую не так давно вычеркнуло предыдущее поколение чиновников от образования по своему недомыслию.
На улицах Алматы и Шымкента появятся туристские автобусы для обзорных экскурсий, а также стоянки такси в Астане, Усть-Каменогорске, Шымкенте и Актау. Будет рассмотрен вопрос введения сезонных автобусных маршрутов к региональным туристским объектам.
Отвечать за развитие туризма будет Национальный туристский офис (это, наверное, только что образованная НК «Казах Туризм»?) – в документе сделан акцент на необходимости информационного продвижения на внешнем и внутреннем рынке, воспитании казахстанцев – чтобы положительно относились к туристам (будут проводиться семинары (!) и издаваться брошюры), и пр.. У этого офиса появятся даже зарубежные представительства. Планов такое громадье, что становится страшно за бюджет – уж что-что, а пилить золотые гири чиновники научились мастерски. А если вдруг денег не хватит, будет введен сбор на развитие туризма «bed-tax».
В общем, будет всем счастье: к 2025 году доля туризма в структуре ВВП страны должна увосьмериться…
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.