Обязательная вакцинация детей: за и против

Как нам узнать какого качества вакцина?

«Хорошо, что эта норма изъята», – указал Ерлан Смайлов, модератор круглого стола «Обязательная вакцинация детей: за и против» (проводился Аналитической группой «Кипр» и Фондом Сорос-Казахстан). Министерство по делам религий и гражданского общества в своем законопроекте предлагало штраф в размере 10 МРП за отказ родителей вакцинировать несовершеннолетних детей. Потом в ходе согласований Министерство здравоохранения настояло на отмене данной нормы. «Правда, исключенные нормы в парламенте могут вновь появиться. За этим надо следить», – акцентировал г-н Смайлов.

В советское время бытовала загадка: за отсутствие чего надо платить? Ответом являлся налог за бездетность. Министерство по делам религий и гражданского общества пыталось расширить номенклатуру таких вещей в виде отказа от прививок. В Казахстане официально всего 0,4% родителей детей до 18 лет уклоняются от прививок. Правда, порядка 40% отказов мотивируются религиозными соображениями. Но здесь статистика обманчива. Анна Васько, чей ребенок пострадал от вакцины БЦЖ, сообщила, что написала в отказе (его требовала медсестра) «по религиозным причинам» просто из-за технического удобства подобной формулировки. Сам рост отказов в последние три года очень стремительный, особенно в Западном Казахстане, вот власти и забеспокоились.

Обязательная вакцинация детей
Асия Ахтанова, Ерлан Смайлов, Айнагул Куатбаева

Айнагул Куатбаева, заместитель директора Департамента эпиднадзора за инфекционными и паразитарными заболеваниями, сослалась на ВОЗ, которая считает, что вакцинация и чистая вода – это главные факторы, приведшие к увеличению средней продолжительности жизни человечества на 25 лет. В Казахстане вакцинация действует против 21 инфекции (17 оплачиваются из средств республиканского бюджета и 4 из местного). Ежегодно прививается порядка 5 млн человек, что обходится в 19-30 млрд тенге.

У детей нет антител на многие болезни, при этом малыши до 5 лет – самая уязвимая категория к опасным инфекциям. «Отказ от вакцинации не является поводом для отказа в приеме в дошкольные и учебные заведения», – заявила г-жа Куатбаева. С заседания круглого стола велась онлайн-трансляция и модератор зачитал один из постов обратной связи под ней. Мужчина сообщал, что на отказ от вакцинации в Алматы заведующая угрожала неприемом в государственный детский сад. В общем, публично озвучиваемая официальная линия и практика на местах могут кардинально отличаться.

«Календарь профилактических прививок соответствует рекомендациям ВОЗ», – отметила Айнагул Куатбаева. На это отреагировала Асия Ахтанова, председатель Ассоциации родителей детей-инвалидов («АРДИ»): «Пугает просто огромное количество вакцин. Сколько может выдержать организм новорожденного ребенка?» Потом она добавила про «катастрофический рост аутизма, сахарного диабета, детской онкологии».

В «АРДИ» на учете состоят 354 ребенка с диагнозом ДЦП. По данным Асии Ахтановой, больше 5% из них имеют инвалидность вследствие вакцинации.

Аружан Саин, руководитель благотворительного фонда «Добровольное общество «Милосердие», поделилась собственным исследованием фонда, проведенном на основе примерно тысячи медицинских документов детей с ДЦП, предоставленных родителями. Среди причин инвалидности у почти половины детей – врачебная ошибка, неправильно принятые роды, желтуха новорожденных. У 6-7,5% детей, которые вошли в базу исследования, инвалидность проявилась после вакцинации.

«Четкая позиция нашего фонда такая: мы не против вакцинации, мы считаем, что должны быть индивидуальный подход к каждому ребенку и высочайшая степень ответственности каждого медработника за каждую прививку, назначаемую нашим детям», – особо выделила г-жа Саин.

Обязательная вакцинация детей
Аружан Саин

На круглом столе противников вакцинации вообще не было. Недоверие было в первую  очередь в отношении качества вакцин, а во вторую к компетенции медицинского персонала. «Как нам – мамам – узнать какого качества вакцина?» – пыталась выяснить Ирина Ким, чей ребенок стал инвалидом после прививки АКДС.

«За качество вакцин отвечает очень серьезный орган», – заявила Жанат Сатыбалдиева, эксперт «Национального центра экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники». Однако не было похоже, что ее слова про строгие исследования, сертификаты и соблюдение холодовой цепи кого-то убедили. «После коррупционных скандалов с «СК-Фармация» как мы можем ей доверять?! А она продолжает поставлять лекарства!» – указала Асия Ахтанова.

Многие дети получили инвалидность из-за того, что прививки им делались на фоне простуд и других заболеваний. Например, такой случай у Бибигуль Бутумбаевой – пять детей у нее нормальных по здоровью, а шестой стал инвалидом. «Можно было нас хотя бы на обследование отправить? Сделать медотвод?» – возмущается мама, чьего ребенка врач даже не осмотрела перед отправкой на прививку.

Медицинские функционеры приводили номера форм, согласно которым медперсонал не имеет права отправлять пациентов на вакцинацию не осмотрев их. Однако представители пострадавшей стороны отвечали, что бумаги заполняются формально и собственно к оказанию медицинских услуг никакого отношения не имеют. Врачи перегружены излишней бумажной работой и отчетностью, из-за чего жертвами становятся пациенты.

«Аутизм и синдром Дауна результатом вакцинирования не являются», – настаивала Жанат Сатыбалдиева. Гаухар Абуева, чьему ребенку поставили прививку на третий день после родов, хотя он был желтым из-за желтухи новорожденных, уверена, что причиной аутизма стало именно вакцинирование.

Обязательная вакцинация детей

«Нет у нас наблюдения за качеством вакцины. Я уже просто боюсь ставить прививки», – заявила Ирина Бакеева. Ее ребенок пострадал от вакцины БЦЖ, то есть заболел от искусственно выращенного штамма туберкулеза. «Мы бы хотели больше знать о качестве вакцин. В роддоме колют на третий день. Нужно сначала проверить здоровье, а потом уже ставить прививки», – отметила мама ребенка-инвалида.

Аружан Саин отдельно рассказала про отсутствие системы реабилитации детей-инвалидов. На всю республику 2 центра реабилитации и в тот, который в Алматы, принимают с 3-х лет, то есть тогда, когда гарантированно поздно. Реабилитация должна интенсивно проводиться в возрасте до года, а так «деньги, закопанные в землю».

«Я в бесплатную медицину у нас не верю вообще, – подчеркнула Наталья Крылова, мать ребенка-инвалида. – К сожалению, на детях-инвалидах в нашей стране очень сильно зарабатывают. Это огромный бизнес». Г-жа Крылова лично знакома со 150 семьями, в которых есть дети с синдромом Дауна. При таком диагнозе им даже в Алматы сложно получить инвалидность, а в регионах вообще ужас.    

«Система здравоохранения должна в первую очередь признать наличие проблемы», – подчеркнул Ерлан Смайлов.

Обязательная вакцинация детей   

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.