Владимир Рыжков: России нужен молодой энергичный лидер. Этот вопрос давно назрел. И даже перезрел

Почему Путин, который много раз говорил, что не держится за власть, никак не выберет себе преемника?
Владимир Рыжков
Фото: Life.ru

– Владимир Александрович, в прошлый раз мы с вами интересно поговорили о проблемах транзита казахстанской власти. Сегодня я предлагаю поговорить о проблемах транзита российской. Путин правит страной почти 18 лет. Его всё чаще сравнивают с Брежневым. Сам Владимир Владимирович много раз говорил, что за президентское кресло не держится. Но и в отставку не собирается. Как думаете, что мешает ему самому и «коллективному Путину» вполне законно, через все демократические процедуры, вывести на орбиту, то есть сделать премьером, а потом президентом нового молодого лидера? Сильного экономиста и администратора. Который заменил бы старого уставшего боевого коня. Двинул уже вперёд российскую экономику и начал развивать регионы, а не только рассказывал об этом перед выборами.

В 145-миллионной России десятки достойных кандидатов. Если не сотни… Я исхожу из доброжелательного предположения о том, что Путин и его команда заинтересованы в успешном развитии страны. Почему они тогда по китайскому варианту не обновляют руководство, не ставят на первую позицию нового человека из своего же круга?

– Ну, строго отвечая на ваш вопрос: ничего не мешает. Если бы самим Путиным и высшим руководством было принято такое решение, они бы это сделали. Тем более, что в их коллективной памяти и в личной памяти уже есть два успешных прецедента. Это приход к власти самого Путина, когда его номинировал и поддержал Борис Ельцин в 1999 году. Всё прошло очень успешно. А в 2008 году Путин сам это проделал с Дмитрием Медведевым, и тоже всё прошло без сучка и задоринки. То есть наше руководство знает: когда провозглашается преемник, народ, как правило, без проблем его выбирает.

– Но это были два противоположных случая. Медведева просто посадили погреть президентское кресло. А путинский вариант был по последствиям для «ельцинских», для «семьи» драматическим.

– Но по реализации это было одно и то же. То есть действующий глава государства определяет преемника, а народ за него голосует. Да, задачи были разные. В одном случае это реальная замена власти – в 1999 году, а в 2008 году номинальная смена власти. Но самое главное, что было подтверждено двумя этими историями, это то, что российский народ голосует как ему скажут. И в том и в другом случае. Поэтому ничего в принципе не мешает Путину и его окружению это сделать. Другой вопрос, почему они этого не делают. Вторая часть вашего вопроса. Дело в том, что сейчас в этом нет необходимости. Вы, когда задаёте этот вопрос, вы утверждаете, что есть какие-то проблемы…

– Они действительно есть. И дело далеко не только в усталости от 18-летнего несменяемого правления…

– Вы делаете утверждение, но оно мало на чём основано. Вы, скорее, реагируете на фейсбук…

– Это совершенно не так.

– Я не хочу с вами спорить. Я высказываю своё мнение. Что видит Кремль? Кремль, во-первых, видит опросы общественного мнения. В которых более 80 процентов стабильно одобряют деятельность Путина на посту президента, это раз. Во-вторых, по данным недавнего опроса Левада-центра, которому мы вполне можем доверять, 67 процентов хотели бы видеть Путина на своём посту и дальше. Да, в Кремле видят, что в крупных городах молодёжь, творческие слои недовольны и хотели бы смены. Но пока, с точки зрения Кремля, это маргинальная часть общества, которую вполне можно игнорировать. Поэтому зачем менять Путина ещё на кого-то, когда у него и так огромная широкая поддержка. Когда в экономике трудности есть, но они не фатальные, и когда народ послушно голосует даже за тех, кого назначает Путин. Приведу пример. Вот сейчас он назначает губернаторами людей, вообще не имеющих никакого отношения к регионам. Ну, например, в Новосибирск только что приехал мэр Вологды. Который в Сибири-то не был никогда и, тем более, в Новосибирске. И, наверно, даже сходу бы не нашёл, где этот Новосибирск находится. Тем не менее, Путин ставит его исполняющим обязанности губернатора очень сложной проблемной области, и вот увидите, через месяц-полтора его выберут как губернатора, когда будут выборы.

В общем, повторяю, ответ на первую часть вашего вопроса, «что мешает» – ничего не мешает. Ответ на вторую, «почему они этого не делают» – потому, что не видят проблем, о которых вы говорите. Точнее, они их видят, но считают несущественными.

– Вы ответили аккуратно и технично. Не высказались сами по поводу того, насколько эти проблемы действительно серьёзны.

— Я высказался. Я сказал, что не считаю их для режима серьёзными. То есть пока речь идёт об очень ограниченном протесте в двух столицах, Москве и Петербурге и нескольких городах-миллионниках.

– Ну, вы же понимаете, что вопросы можно задавать по-разному. Если сформулировать так: нужен ли стране молодой энергичный лидер, который бы, наконец, занялся теми проблемами, которые в течение 17 лет не смог решить Путин…

– Если вы так формулируете, то, безусловно, нужен. И этот вопрос давно назрел. И даже перезрел.

– А если так сформулировать тему в опросах Левада-центра? Наверно и население иначе отреагирует. Многое ведь зависит от того, как спрашивать.

– Скорее, оно займёт конформистскую позицию. «Да, нужен такой лидер, но как премьер-министр, который начнёт экономикой заниматься. А президентом пусть будет Путин, он нас устраивает». Скорее всего, так. И мне кажется, что Путин в определённой степени реагирует на этот запрос, когда сейчас ведёт омоложение губернаторского корпуса. Когда он сформировал правительство в основном из министров-технократов, таких как Мантуров, Шувалов, Дворкович. Или вот Орешкин. Министр экономики. Там в основном-то молодёжь в правительстве сидит на постах министров и вице-премьеров.

Путин говорит: ну да, я как президент, как глава государства… Мудрый и так далее, но вот я же молодёжь набираю. Вот они и будут энергично проводить экономические изменения. Мне кажется, он вот таким вот образом реагирует на этот запрос на перемены, и обществу вполне это нравится. Все ждут: когда же прогонят нашего плохого губернатора и дадут нам нового, молодого и энергичного.

– В этом отношении Путин очень похож на Назарбаева.

– Да-да. Это очень похожая и не такая глупая стратегия. Когда для того, чтобы сохранить себя у власти, делается видимость обновления на втором-третьем уровне.

— Я уже упомянул, что у проблемы «преемник» есть и такой поворот. Путин, которого в 1999 году готовили на замену Ельцину, смотрели на просвет, убедились в его полнейшей лояльности – он там, наверно, давал все возможные заверения – а потом им всем устроил… Наверно, этот прецедент анализируется и какую-то опаску вызывает.

–У кого вызывает опаску?

– У тех, кто, может быть, просчитывает варианты с преемником Путина. Вот подберём вроде бы надёжного человека. Проверим, услышим заверения – а он придёт к власти и всё сделает по-своему.

– Я опять-таки не соглашусь с вашим диагнозом. Вот вы говорите, что просматривали, проверяли, а он им всем козу сделал. Кому всем?

– Березовскому в первую очередь.

– Он сделал козу только Березовскому.

– Гусинскому.

– Гусинскому и Ходорковскому. А если говорить о главном, кому он давал гарантии, то есть о Ельцине и его семье, с ними всё в абсолютном порядке было, есть и будет. Там не то, что волос не упал, а вообще всё хорошо. Понимаете? Поэтому главные гарантии он полностью выполнил. И в этом смысле данный прецедент передачи власти тоже для него привлекательный. То есть, если Путин определится с преемником (называют разные фамилии – Шойгу, Собянин, Медведев) – и тот ему даст гарантии, Путин вполне может рассчитывать, что они будут выполнены. Потому, что сам он эти гарантии выполнил.

– И последнее: как вы относитесь к драматическим прогнозам, которые делает профессор МГИМО Валерий Соловей? Например, он говорил мне в интервью, которое потом цитировали многие СМИ в России и дальнем зарубежье: в ближайшие президентские выборы или даже накануне этих выборов произойдут грандиозные перемены… Есть под этим хоть что-то?

– Пока нет. Я хорошо знаю Валеру, и мне хотелось бы понять, на чём основаны его прогнозы. Он всегда говорит, что у него есть какие-то тайные источники информации. Хотелось бы знать, что это за источники… Я думаю, что в марте всё пройдёт по абсолютно накатанному и предсказуемому сценарию. Без всяких сюрпризов.

 

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.