Дележ по-казахстански

Элита Казахстана решает все. Вот сейчас делит народные деньги на общественные нужды. Будут ли депутаты парламента последовательны? Не позволят ли размазать финансы толстым слоем на свои зарплаты, поддержку вновь созданных квазигосударственных компаний и сомнительных по своему эффекту госпрограмм?

Элита Казахстана

Нынешняя неделя выдалась очень скандальной. Стало известно, что депутаты парламента получат 640 млн. тенге на повышение зарплат. Контекст неясен. Когда этот транш распакуют? Уже в этом году? Или речь идет о сумме в ближайшие три года?

Министр финансов Бахыт Султанов ясность не вносит. Ни дат, ни сроков, ни численности парламентариев, кому предназначается этот хлеб с маслом, да с икоркой пусть и отечественного производства, но с черной. Ясно лишь одно – довольствие получат только те солдаты депутатского корпуса, кто пока имеет его ниже уровня «других государственных служащих». Дескать, весной этого года госслужащим зарплату подняли, а некоторые депутаты остались обделенными. Нельзя травмировать тонкую психику заседающих и решающих насущные проблемы простого народа.

«Учитывая, что поправки по объемам финансирования не могут осуществляться без уточнения Закона о республиканском бюджете, сейчас, в рамках уточнения, осуществляется фактическое приведение с уже ранее принятыми нормами. Соответственно, речь о новом повышении заработных плат депутатов не идет», — туманно объяснил г-н Султанов в кулуарах правительства.

Это из области абсурда: речь идет не о новом, а о старом повышении зарплат. То есть, это то, что нужно было сделать еще вчера, но будет сделано завтра. Возможно, зарплаты будут повышены задним числом. Так, что ли?

Кто-то из журналистов подсчитал, что парламент обходится народу Казахстана в 15 млрд. тенге в год. Сумма заоблачная. Здесь, конечно, учтены не только зарплаты, но и весь набор депутатских привилегий – служебные машины и квартиры, отпускные, подъемные, командировочные – в историческую провинцию ведь тоже надо выезжать изредка, etc.

Наверное, народные избранники, элита общества, и не должна стоить дешево. Если мы хотим обеспечивать не только легитимность власти, но и иметь систему сдержек и противовесов тому же правительству, которое так и норовит заполучить народные деньги на свои прихоти.

Зачем нам «Казахтуризм»?

Но скандал заключался не только в этом. Депутаты были слишком активны, рьяно выступая за эффективное распределение бюджета, и накуролесили немало.

Так, сенатор Бырганым Айтиева подняла вопрос о целесообразности выделения средств для развития «Казахтуризма» из республиканского бюджета: «У нас туризм это бизнес-среда, конкурентная среда. Если бизнес-среда, то почему мы создаем акционерное общество НК «Казахтуризм»? Причем финансируем это из бюджета, в то время как есть большие проблемы в системе здравоохранения».

Она в замешательстве. Почему у правительства, представившего трехлетний бюджет, нет никаких ресурсов на жизненно важные объекты, а на создание очередной квазигосударственной компании средства находятся?

«Почему мы бизнес-среду финансируем, для кого или под кого это создано? Хотела бы услышать ответ на этот вопрос», поставила вопрос ребром сенатор.

Прямого и исчерпывающего ответа от представителя министерства культуры и спорта не последовало. Раскрывать структуру собственности и конечных бенефициаров у нас не принято. Даже если речь идет о госструктуре, это коммерческая тайна.

А потому запрашиваемые суммы – по 1,1 млрд. тенге ежегодно в последующие три года на развитие «Казахтуризма» и продвижение Казахстана за рубежом – будут в итоге одобрены парламентом и выделены, а, вернее, выедены без остатка. А если мало покажется, еще запросят. 

Конечно, профильное министерство полно надежд и громадных планов, например, к 2025 году поднять долю туризма в ВВП с нынешних 0,9% до 8%. Но за эти годы много воды утечет, сменится немало министров, и спрашивать будет, по традиции, не с кого.

На это, видимо, и расчет, потому что объективных предпосылок для того, чтобы Казахстан стал центром туризма, в настоящий момент нет: из страны за последние несколько лет безвозвратно улетели несколько авиаперевозчиков, на зиму покидает Казахстан и KLM, откуда приток ожидаем, господа-товарищи? К тому же, в стране, безусловно, богатой на всякие востребованные туристами красоты, абсолютно не развито внутреннее транспортное сообщение, да и гостиничный, и гастрономический сервис, откровенно говоря, тоже.

Зачем нам «Байтерек»?

Пытливый ум депутата мажилиса парламента Мейрама Пшембаева приготовил для обычных казахстанцев еще одну загадку. Именно он поднял вопрос о финансировании НУХ «Байтерек».

«По программе кредитования АО НУХ "Байтерек" для обеспечения конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики на три года предусматриваются расходы в общей сумме 52 млрд. тенге», – сообщил он.

Из пояснительной записки к проекту бюджета, подписанной премьер-министром, он понял, что «расходы будут направлены на завершение модернизации действующих производств. Это шесть предприятий, из них в 2018 году — три предприятия. То есть эти средства должны быть направлены на приобретение нового оборудования, новых технологий».

Все замечательно. Но вышла нестыковочка с правительственным представлением о том, куда на самом деле будут направлены немалые средства. Оказалось, что сам холдинг в ответ на запрос депутата сообщил, что «планирует строительство 7 новых объектов: 5 новых объектов в обрабатывающей промышленности, 2 новых текстильных производств».

Депутат возмущен: «Модернизация производств холдингом не предполагается, что противоречит целям бюджетной программы. Куда же все-таки будут направлены 52 млрд. тенге?»

Зачем нам модернизация общественного сознания?

Ну и еще чуточку официоза. В ходе рассмотрения республиканского бюджета на 2018 год также выясняется, что на реализацию программы модернизации общественного сознания на 2018 год в республиканском бюджете закладывается 13,5 млрд. тенге.

Надо, однако, основательно ознакомиться с этой программой, чтобы не выбросить деньги на ветер. И это – обязанность не только элиты, которая в ней, наверное, что-то смыслит, но и абсолютно каждого казахстанца. Мы ответственны за деньги, которые производим. Надо тратить их с умом.

На поддержку массового спорта, и, кстати, спорта высших достижений, наших спортсменов, выступающих на мировых аренах и поддерживающих имидж страны, в следующем году будет выделено 21,7 млрд. тенге, а на «обучение и воспитание одаренных детей, подготовку кадров для отечественной экономики и культуру – завершение ранее начатых художественных и документальных фильмов» – все в кучу, немного больше – 25,6 млрд. тенге.

Нет, вы представляете, какой карт-бланш дает нам правительство? Всем срочно модернизировать сознание!

Надо, кстати, у депутатов, как авангарда общества, спросить, а они уже пробовали?

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.