Киевский майдан – прививка от восстаний в Москве и Астане?

21 ноября 2013 года в украинской столице начались драматические события, которые привели к потере Крыма и войне на Донбассе. Сегодня киевский политолог Максим Яли и наш обозреватель пытаются понять – зачем и кому это было надо

Максим Яли

– Максим, ровно четыре года назад в Киеве началась революция. Она провозгласила высокие цели, но привела к трагическим последствиям. Случился крымнаш, затем полыхнула война на Донбассе. Многие тысячи людей были убиты. Это не говоря уже о падении экономики и уровня жизни населения. Мне кажется, из сегодняшнего дня хорошо видно, что вам не надо было устраивать бузу. Следовало дождаться очередных президентских выборов. Мирно и законно убрать плохого Януковича. Посадить на его место хорошего Порошенко. Всё то же самое, но без крови, хаоса и территориальных потерь. Что вы на это скажете? Почему не стали дожидаться?

– Это слишком упрощенный взгляд на вещи. Вернее, именно тот, который пытается окончательно навязать российская пропаганда. Однако она не учитывает ряд важных деталей. Во-первых, Янукович сбежал в самый трудный и ответственный для страны момент. По своей ли воле, учитывая дальнейшие события, у меня большой вопрос. Вернее, с каждым днем растет уверенность в обратном. В частности на это указывает то обстоятельство, что именно российская сторона отказалась подписывать договоренности по урегулированию конфликта между Януковичем и оппозицией ранним утром 21 февраля 2014 года. Не случайно ведь, что дата на медали «за возвращение Крыма» стоит именно 20 февраля, когда Янукович еще оставался полноправным и легитимным президентом. Так что я все больше склоняюсь к мнению о том, что всё уже было предрешено. Тем более, пропаганда постоянно умалчивает о том, что к лишению Януковича президентских полномочий и передаче власти Турчинову причастны как большинство однопартийцев Януковича, так и коммунистов, которые четыре года трубят на всех эфирах о госперевороте.

– Я услышал от вас очень неожиданные вещи. Вы что же, хотите сказать, что это Москва так устроила, чтобы Янукович бежал, а власть перешла к лидерам Майдана?

– Ну, это очень интересная тема и в двух словах нельзя ответить. То, что подпись российской стороны отсутствует на соглашении 21 февраля, указывает именно на такую версию. Как и последовавшая аннексия Крыма. Было очень узкое окно возможностей для мирного выхода из ситуации, из периода вакуума власти и нежелания руководства страны брать на себя ответственность. Скорее всего, это было известно Кремлю. На тот момент российским лидерам также было очевидно, что Янукович проиграет досрочные выборы в декабре 2014 года. Поэтому они включили план Б. Или уже осознанно играли на обострение ситуации. Куда сбежали подозреваемые в расстрелах Майдана? Почему Кремль отказывается выдавать «беркутовцев» и главу киевского «Беркута?» Очень много вопросов…

Или вспомните призывы Медведева к Януковичу не быть тряпкой и разогнать майдан силой. Примеров масса. Вопрос всегда один: «кому выгодно?». Теперь вполне очевидно, что и Кремлю тоже было выгодно драматическое развитие событий. Другой вопрос, что не все цели были достигнуты по развалу Украины. Однозначно, что целью был не только Крым.

— Не убедили. Однако идём дальше. По данным соцопросов (в частности, киевского Центра Разумкова), большинство жителей Украины считают, что общая ситуация в стране продолжает меняться к худшему. Цены растут, начальство ворует и скандалит между собой. Примерно то же было при Януковиче. Только с Крымом и без войны. Для авторитарных режимов Евразии ваш пример очень кстати. Российские и казахские пропагандисты, обслуживающие Кремль и Ак Орду, говорят населению: «видите? Вам это надо»? Или украинский народ просто пока не разглядел тучных демократических всходов?

– Частично я ответил на вопрос уже в предыдущем ответе, почему всё именно так и подается пропагандой в тех странах СНГ, где у власти находятся авторитарные лидеры.

Ключевая проблема в Украине и вытекающие последствия заключаются в том, что революция не завершилась. Лишь половина прогнившей системы, вернее, половина ее представителей были отстранены от власти. Но на их место пришли такие же ее представители, только с другой региональной принадлежностью. А ресурсов уже значительно меньше, что и приводит к дальнейшему обнищанию населения. Но правила игры не поменялись. Вернее, перемены и реформы идут слишком медленно, с огромным сопротивлением старой системы. И даже результаты того немного, но необходимого, что сделано, имеют отсрочку во времени. Либо теряются на фоне негативных тенденций. Также следует учитывать, что страна несет огромные издержки от военного конфликта, тратя по 5% ВВП на оборонные нужды. Торговые войны с Россией, которая начала их еще в августе 2013 (вернее возобновила, т.к. ведутся они регулярно начиная еще с 1990-х по отраслям и в зависимости от ситуации) после того как правительство Азарова заявило о планах подписать ассоциацию с ЕС. На тот момент на российский рынок приходилось до 25% украинского экспорта. Его потеря – тоже существенный фактор в экономическом кризисе.

Безусловно, украинский народ (пусть и в различной степени) учитывает этот фактор. Для некоторых он является главным. Чем умело и пользуется власть, списывая всё на российскую агрессию. Но суть вещей всегда сложнее телевизионной картинки. Я вам так скажу, я с интересом наблюдаю за происходящим. Как говорят, «нет ничего сложнее, чем жить в эпоху перемен». Но для ученого политолога нет ничего и интереснее! В любом случае, шансы на успех у Украины остаются. И мне бы хотелось верить, что разума у нынешнего правящего класса окажется больше, чем у предшественников. Потому что в Ростове их уже точно не примут. Да и не добегут. Не успеют. Общество поменялось – вот главный результат. Есть критическая масса людей, прошедших не только Майдан, но и 300 тыс. «атошников» (участников антитеррористической операции на Донбассе). Это люди с повышенным чувством справедливости и готовые к радикальным действиям. Они считают, что их обманывают. Но пока скрепя зубы готовы терпеть, так как понимают, что третьего Майдана страна не переживет. И больше всего от нового Майдана выиграет Россия. И это будет конец проекта «Украина». Но их терпение не безгранично. Также есть Запад, который настаивает на реформах и давит и на Порошенко, и на правительство. И те вынуждены их проводить, пусть и с большими издержками и далеко не всегда с учетом национальных интересов. Поэтому риск досрочных выборов достаточно высок. Но это лучший выбор и механизм смены власти, чем новый Майдан.

— Возьмётесь сделать прогноз — когда, через сколько лет или десятилетий, вы сможете мне с гордостью сказать: «ну как? Больше не сомневаетесь, что демократия лучше автократии»?

– Прогнозы – дело неблагодарное. Особенно в условиях турбулентности, в которой пребывает не только Украина, но и весь мир. Мы стаем свидетелями глобальных трансформаций и перестройки всей геополитической и геоэкономической систем. Вернее, ее адаптации к новым условиям. И в так называемых точках бифуркации (турбулентности, хаоса) у системы появляются сразу несколько вариантов дальнейшего развития. От полнейшего краха, до выхода на новый качественный уровень. У Украины есть шансы на оба варианта, к сожалению. Как и негативный исторический опыт столетней давности. А возможно и оба – вначале окончательный крах старой прогнившей системы вследствие недостатка ресурсов и несогласованности действий и мотивов игроков, на них претендующих. Ну а затем уже приход новых людей, которые смогут поставить государственные интересы выше своих личных и займутся проведением реальных реформ. Однако даже в этом случае им понадобится от 15 до 20 лет, чтобы с гордостью сказать именно то, о чем вы спрашиваете. Но мне хочется быть все же оптимистом. 

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.