Афера века: питьевая вода в каждом ауле

Чтобы государственная и не однажды реинкарнированная программа заработала, правительству нужно просто взять и построить водную инфраструктуру в каждом населенном пункте за госсчет

15 лет ждали, и еще 10 лет подождете. Примерно такое напутствие от правительства получили 2,7 млн. казахстанцев, которые не имеют доступа к самому элементарному благу – питьевой воде.

На самом деле путь к цивилизации для обычных казахстанцев, проживающих в глубинке, не обозначен четвертью века. Он гораздо длиннее – так жили еще аташки и апашки – и тернистее. И неизвестно, как долго он будет – если дело будет и впредь идти также, как за все годы независимости, то и к 2027 году все, кто проживает в аулах, все также будут испытывать трудности в быту: вода из постоянно замерзающей колонки на улице, удобства – на морозе, в двух десятках метрах от жилища, и стирка по выходным под открытым небом, полоскание белья в сводящей не только руки, но и скулы, ледяной воде, которую не меняют сразу после нескольких полосканий – это же надо снова таскать воду ведрами из доступного источника…

Питьевая вода

***

Еще 15 лет назад, когда принимали первую программу по обеспечению сел и аулов питьевой водой, казалось, что вот, наконец, придет в наши екпенды, жыланды, майканы, фурмановки и пр. селения, цивилизация. Открыл краник – вода и потекла.

Очень заблуждались. Деньги потекли в стране рекой, но – не вода в домах. Государственная отраслевая программа «Питьевая вода», рассчитанная на 2002-2010 годы, предусматривала, что сотни миллиардов тенге будут выделены на обеспечение питьевой водой сельских населенных пунктов в необходимом количестве и гарантированного качества. 7231 населенный пункт, 174 поселка и 86 городов и малых городов должны были получить нормальные системы водоснабжения, а уровень водобоспеченности должен был возрасти до 80%.

Ой, сколько же планов было, сколько рвения и надорванных глоток – бодрые отчеты по исполнению архиважной программы звучали на всех уровнях. Но вот настал 2010 год, и стало ясно: вода не пришла в дома даже половины тех населенных пунктов, которые попали в госпрограмму, сотни миллионов тенге разворованы, а миллиарды – вообще неизвестно, куда делись, наверное, ушли в песок.

Обещание главы государства, что «к началу второго десятилетия мы должны в целом решить проблему доступности качественной питьевой воды. Не останется ни одного населенного пункта, использующего воду из открытых водоемов, или несоответствующую нормативам» осталось просто на бумаге: оператор программы (Минсельхоз) не отчитался, правительство не настояло, проверяющие и правоохранительные органы не заинтересовались этой аферой века…

***

Некоторые экспертные компании, которые анализировали, как такое вообще стало возможным, обращали внимание на форс-мажор: «В ряде случаев инфраструктура водоснабжения была сооружена там, где на стадии проектирования новых водоводов администраторы программы использовали данные геологоразведки о наличии подземных запасов пресной воды 60-70-х годов. Но за прошедшие годы источники просто иссякли».
В итоге было придумано продолжение марлезонского балета. Следом на свет произвели новую программу – «Ақ бұлақ», рассчитанную на следующее десятилетие, до 2020 года, с соответствующим финансированием. И о, дежавю, в ней опять говорится о том, что цель программы – обеспечить доступ к централизованному водоснабжению в сельской местности 80% сельских населенных пунктов! Как же, однако, настойчивы и последовательны, авторы двух программ: не удалось достичь желаемого индикатора к 2010 году, так непременно достигнем к 2020-му! Миллиарды – выделяемые, поглощаемые, абсорбируемые и просто растаскиваемые – не в счет! Цель реальна и достижима!

Посыпали свою голову пеплом – удивительно, но чиновники формации 2010 года еще страдали этим недугом: «В целом, при реализации программы «Питьевая вода» на 2002-2010 годы допущены факты неэффективного использования бюджетных средств, некачественного строительства и реконструкции водоводов, нарушения сроков выполнения ремонтно-строительных работ и не обеспечения качества питьевой воды».

Они все разложили по полочкам: «Главной причиной тому являлось отсутствие системного подхода и должного взаимодействия центральных и местных исполнительных органов при планировании работ по развитию и модернизации систем водоснабжения. Финансирование из республиканского и местных бюджетов не всегда осуществлялось в соответствии с приоритетами. В результате, в некоторых случаях, построенные за значительные бюджетные средства объекты простаивали, тогда как другие из-за нехватки финансирования реконструировались лишь небольшими частями».

И не только причины, но и первопричина была выявлена: «Анализ результатов реализации программы «Питьевая вода» на 2002-2010 годы свидетельствует, что одним из сдерживающих факторов в вопросе обеспечения питьевой водой сельского населения стало отсутствие эксплуатационных предприятий или их недостаточное материально-техническое оснащение».

***

Но и тут – не успели остыть чернила и пыл создателей новой программы – враждебные силы вмешались. В январе 2013 года в стране было создано министерство регионального развития и одна из его основополагающих «Программа развития регионов до 2020 года» «поглотила» эту многострадальную «Ақ бұлақ» в июне 2014 года. И ничего, что уже в августе того же года министерство было упразднено?

Что имеем мы сегодня? О программе развития регионов никто не вспоминает. Но кое-какие выкладки есть. На днях на парламентских слушаниях выступил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, который пролил свет на финансовую составляющую грандиозного проекта по водоснабжению питьевой водой населения.

«За период с 2011 по 2016 годы на развитие систем водоснабжения из республиканского бюджета выделено 438,1 млрд. тенге на реализацию 1520 проектов. Построено и реконструировано более 18 тыс. км сетей», — сказал министр.

При этом он отметил, что из 6601 села централизованными системами водоснабжения снабжено 3 671 село или 55,6% от общего количества сельских населенных пунктов. Как видим, до 80%, которых мы должны были достичь еще в 2010 году, — как до Эйфелевой башни.

Министр сельского хозяйства Аскар Мырзахметов, также выступавший в парламенте, правда, сказал о том, что все еще неохваченными центральным водоснабжением остаются 4034 сельских населенных пункта (заметьте, по версии Касымбека – их всего 2930).

И тут же изложил свое видение вопроса – а как же, он пришел «выбивать» финансирование: «Для полного обеспечения 2,7 млн. человек питьевой водой даже при сохранении ежегодного объема финансирования проблему можно решить только при увеличении ежегодного финансирования до 100 млрд. тенге к 2025 году, а общая к 2027 году сумма составляет 717 млрд.».

***

Не стоит скрывать, что отчасти все попытки провести питьевую воду в дом каждого сельчанина провались и еще провалятся в дальнейшем и потому, что население не готово к такой заботе государства. Для большинства сельских жителей вода – это труднодоступный, но все-таки бесплатный источник. Накачал в колонке, набрал в колодце или в ручье, помыл голову из уличного умывальника. Это так.

Просто у них еще нет шкалы ценностей настоящей цивилизации. И в этом нет их вины – у них нет другого опыта и понимания, как это вообще может быть.

Но если государство строит многоэтажные дома, элитные коттеджи в городах и с некоторых пор полностью берет на себя расходы по созданию инфраструктуры (водо- и электроснабжение, канализация, дороги и пр.), то точно также оно должно действовать и на селе. Провести водопровод, сделать канализацию, при этом оплата за подключение к общим сетям не должна зашкаливать за 30 тыс. тенге (это в лучшем случае), а быть доступной и, возможно, символичной. Возможно, следует также установить счетчики за счет поставщиков – но ведь в дальнейшем они смогут получить свою прибыль.

Откуда, скажете, у государства на это деньги? Сейчас кризис, их просто нет! Деньги есть, но они должны быть подконтрольны. Если сельчане будут знать, что государство идет им навстречу, повышает их качество жизни, они организуют общественный контроль любого, даже самого сложного проекта.

***

И, да, вода, как и любой ресурс, должна быть платной. Это не обсуждается. Все-таки на дворе – 21 век.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.