«Что ждет Казахстан в 2018-м»

Сетевые СМИ о прогнозах на год

Казахстан в 2018

«Тренды-2018» — Политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВГлавная опасность в новом году, собственно, как и в прошлом – коррупция. Коррупция в Казахстане носит всеобъемлющий характер, она как ржавчина проникла во все поры общества, охватила все сферы жизнедеятельности и сопровождает казахстанца от роддома до последнего пристанища. Конечно, коррупция существует во всех странах мира без исключения, но, если задуматься о её масштабах в нашей стране, то понятно, что именно она представляет собой главную угрозу для национальной безопасности государства и для морального здоровья всего казахстанского социума.

Думаю, передвижки в высших эшелонах власти не просто ожидаемы – они неизбежны. Кадровая революция, начавшаяся в 2017 году, на мой взгляд, должна закончиться в январе-феврале текущего года, создав уже окончательную конфигурацию на период непосредственно пресловутого транзита.

С учетом же явно наблюдаемого роста общественного недовольства ухудшением социально-экономической жизни в стране и полной беспомощности правительства по исправлению ситуации, ожидать пусть пока не социального взрыва, но «социального всплеска» конечно, следует. Причем в любом регионе Казахстане и во многих социально-профессиональных стратах, за исключением привилегированных. Социальное напряжение растет, а какие-то мизерные и абсолютно смешные надбавки вызывают только дополнительное острое раздражение народа. Властям давно пора трезво оценить реальную ситуацию, а не скрываться за самоудовлетворяющей официальной статистикой, которая совершенно никого не вводит в заблуждение.

Политолог Данияр АШИМБАЕВ — Прошлый год был вполне обычным, наблюдаемые процессы имели место и в 2016 году и продолжатся в 2018. Это, прежде всего, сокращение бюджетной базы. Цены на нефть существенно не растут, а крупный бизнес Казахстана ориентирован, в основном, на извлечение сверхприбылей и уход от ответственности – в офшоры, на зарубежные счета и т.д. Поэтому очевидно, что конкуренция вокруг бюджетных потоков будет все время возрастать. На вершине «пищевой пирамиды» находятся крупные чиновники и олигархи, число которых за последние годы по разным причинам сократилось, а борьба за «кормовую базу» лишь усилилась. Таким образом, внутриполитическое напряжение тоже продолжает нарастать. Скорее, правильней будет сказать – внутриэлитное напряжение. Уже можно видеть определенные всплески информационных войн. Опять же, такого рода конфликты возникали и раньше. Однако в последние годы они накладываются на ожидание возможной смены власти в стране. Что, впрочем, ожидается чуть ли не два десятилетия, и никоим образом не влияет на деятельность главы государства. В связи с возрастом вопрос, безусловно, несколько актуализируется, что сопряжено с желанием ряда крупных фигур занять ключевые позиции, чтобы сделать транзит власти удобным и безопасным для себя. Взять контроль над силовыми, административными, финансовыми и прочими ресурсами.

Политолог Антон МОРОЗОВ — Полагаю, что в будущем году усилится социальное недовольство. И дело не только в росте цен и не успевающих за ними доходах. Дело в том, что инструментарий, который должен замерять социальные настроения, во-первых, стал очень скудным, во-вторых, почти не осталось людей, которые могут им пользоваться. И хотя очень хочется надеяться, что по второму пункту я ошибаюсь, забастовки шахтеров, митинги по земельному вопросу и прочие события показывают, что это так.

С латиницей пока не совсем понятно – ни один из предложенных вариантов не удовлетворил ни общество, ни филологов, ни, видимо, саму власть. Следовательно, возможны следующие варианты – либо политическое решение по какому-либо из предложенных алфавитов, либо – дальнейшая работа над графикой. По другим программам тоже ясности нет. Ответственные за идеологию госорганы и научный сектор обсуждают «Рухани жангыру», пишутся книги, проводятся конференции, создана комиссия по модернизации сознания, но что же это такое и как должен выглядеть гражданин с модернизированным сознанием, никто внятно и доступно объяснить не может.

Экономист Айдархан КУСАИНОВ — Год будет достаточно спокойным. Скорее можно говорить о стагнации. Курс тенге, думаю, нашел равновесие, колебание цен на нефть в достаточно широком диапазоне на него не влияет. То есть, курс будет 330-360 тенге за доллар. Ситуация с ЕНПФ нормализовалась. В банковском секторе тоже, на мой взгляд, наступит время спокойствия.

«Грядет передел рынка» — Финансовый консультант Расул РЫСМАМБЕТОВ — Если говорить профессиональным языком, то в первой половине 2018 года, ожидаю ослабление экономики, а во второй половине – умеренного ее оживления, так как основные риски для экономики реализуются в первые шесть месяцев. Кроме того, ожидаю централизации экономического влияния в руках 3-5 финансово-промышленных группировок, за счет передела рынка экономическими и административными способами. Возможен также пересмотр структуры правительства для того, чтобы качественно соответствовать нуждам экономики…

Хотелось бы увидеть продолжение снижения инфляции, внедрение четкого рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Большей самостоятельности региональных акиматов ради экономического развития своих областей и городов.

«Политическая жизнь в РК: каких перемен мы ждем и насколько они возможны?» — Политолог Толганай УМБЕТАЛИЕВА — Серьезных изменений ждать не стоит, поскольку государство провозгласило свою приверженность эволюционной парадигме и, судя по всему, в рамках ее будет и дальше выстраивать свою политику… Так, из опасений возможных революций и беспорядков основные функции управления политическими процессами и ответственность за политическую сферу были возложены на силовые органы, и менять такое положение наверху, видимо, не намерены. Доминирование силовиков и навязывание ими своих правил на поле, где традиционно должна была править политическая элита, последнюю, скорее всего, не смущают – ее все вполне устраивает. По крайней мере, на сегодня это выглядит именно так.

Как бы то ни было, власть все еще не обозначила достаточно четко свое видение изменений именно в политическом секторе, поэтому делать конкретные прогнозы пока сложно. Подождем ежегодного послания президента народу Казахстана, которое, возможно, многое прояснит.

Застойные явления заметны, и уже проявляются их негативные последствия. Во-первых, это рост тревожных настроений среди населения, которое задумывается над тем, как жить дальше, что нужно делать, чтобы чего-то достичь? И, во-вторых, все более усугубляющийся пессимизм относительно собственных перспектив.

Наряду с этим, на мой взгляд, в политической системе сложился колоссальный дефицит политических идей, направленных на ее реформирование. Сегодня все эпицентры любой идеологии и любого идеологического направления, особенно оппозиционного, затухают, не успевая появиться и раскрыться. Более того, полностью отсутствует публичная сфера для обсуждения вопросов политического развития. Поэтому программу «модернизации сознания» можно было бы направить в сторону поиска и формулирования новых политических идей, а также утилизации советского наследия, которое еще достаточно ощутимо присутствует в нашем обществе и активно эксплуатируется.

Маргарита БОЧАРОВА – «Что ждет Казахстан в 2018-м» — С 1 января 2018 года жизнь казахстанцев изменится: на территории Казахстана вступит в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, казахстанский футбол, наконец, заиграет по международным правилам, а дополнительных дней отдыха к праздникам будет меньше чем в 2017 году. Кроме этого, министерство сельского хозяйства пророчит Казахстану засуху, «Жилстройсбербанк» откроет специальную программу кредитования военнослужащих, а у казахстанцев появится возможность слетать напрямую в Вильнюс, Ригу или Бухарест. Vласть внимательно изучила все остальные новшества и подробно описывает те, что способны повлиять на жизнь рядовых казахстанцев.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.