Изменение расстановки сил в Центральной Азии: Разгорится ли с новой силой борьба за лидерство в регионе?!

Будущая региональная динамика будет зависеть от характера отношений между Ташкентом и Астаной, которые в геополитическом плане определяют формат Центральной Азии

Издание New Eastern Europe опубликовало статью под названием «Regional power shifts in Central Asia» — «Изменение расстановки сил в Центральной Азии».

Центральная Азия

В ней говорится так: «В течение последних двух десятилетий лидерство Астаны в регионе не вызывало сомнений. Однако недавние президентские выборы в Кыргызстане выявили то, что возможности Казахстана в плане влияния на другие страны региона весьма ограничены. Он пытался оказать давление на официальный Бишкек с тем, чтобы тот сделал выбор в пользу поддерживаемого официальной Астаной кандидата, однако ему не удалось добиться желаемого результата.

Это произошло в непростую для Казахстана пору. Из-за падения цен на нефть богатое энергоресурсами государство сделалось восприимчивой к такой нестабильности, какую испытывают другие сырьевые экономики.

Кризис вызвал инфляцию и нехватку топлива, заставив правительство по-тихому оказать помощь четырем банкам в целях стабилизации финансовой системы. Тем временем Ташкент стал проводить столь необходимую прагматичную и разнонаправленную внешнюю политику.

Об этом красноречиво свидетельствует география последних визитов президента Шавката Мирзиеева. Узбекистан активизировал дипломатические сношения — как на региональном, так и на международном уровне.

Новый узбекский лидер контактировал с теми соседями, с которыми у Узбекистана отношения прежде складывались не самым лучшим образом. Разблокирование дипломатических каналов, остававшихся в течение длительного времени в замороженном состоянии, привнесло в региональную политику столь долгожданное свежее веяние.

Президент Узбекистана уже встречался со всеми своими визави из стран Центральной Азии, а также с лидерами Саудовской Аравии, Ирана, России, Китая и Соединенных Штатов. В то же время он поспособствовал перезагрузке узбеко-турецких отношений и совершил исторический визит в Турцию — страну, бойкотировавшуюся предыдущим руководством.

Узбекистан обладает геополитическим потенциалом для того, чтобы быть лидером региона и решать его такие насущнейшие проблемы, как нехватка воды. Срединное месторасположение страны упрощает официальному Ташкенту оказание влияния на все центрально-азиатские страны.

В дальнейшем региональная динамика будет зависеть от характера отношений между Ташкентом и Астаной, которые в геополитическом плане определяют формат Центральной Азии».

Вышеизложенную информацию можно дополнить такими сведениями. В «срединном месторасположении Узбекистана», упоминаемом автором вышеназванной статьи, есть свой не только плюс, но и минус. С одной стороны, он в силу такой своей географической позиции является единственной центрально-азиатской страной, непосредственно граничащей со всеми своими пятью региональными соседями (включая Афганистан). Остальные республики Центральной Азии имеют общие границы лишь двумя или тремя соседями по региону. А с другой, в своем «срединном месторасположении» Узбекистан оказывается вдвойне континентальнозамкнутой страной или, иначе говоря, одним из всего двух государств в мире, у которых даже все окружающие соседи не имеют выхода к морю. У него к тому же нет прямого доступа к таким крупным, достаточно устойчивым и серьезным экономикам, как Китай, Россия или, на худой конец, Иран.

А это значит, что географическое положение, которое занимает Узбекистан, так или иначе, обуславливает появление у официального Ташкента побудительного мотива к тому, чтобы быть или стать лидером региона. В Астане это, надо полгать, понимают. Ведь Узбекистану — в силу своего невыгодного в глобальном контексте географического положения (двойная континентальная замкнутость) — придется стремиться к установлению с соседями таких отношений, которые гарантировали бы бесперебойность его связей с внешним миром через их территорию. А это возможно при занятии в регионе положения лидера с непререкаемым авторитетом и влиянием. И на пути к достижению такой цели Узбекистан — в силу своего выгодного в региональном контексте географического положения (наличие общих границ со всеми другими центрально-азиатскими государствами) — может и, наверное, будет готов воспользоваться всеми теми преимуществами, которые проистекают из «срединного месторасположения в Центральной Азии.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.