Павел Чулок. Командир минометного взвода 1073 сп

Воспоминания ветеранов Панфиловской дивизии

Павел Георгиевич Чулок является участником Панфиловской дивизии первого формирования. Записи бесед с ним были сделаны в мае-июне 1991 года в городе Алма-Ата.

«Воскресенье 22 июня 1941 года было теплым, солнечным. В парке имени Горького – масса горожан, играет духовой оркестр. На стадионе «Спартак» многолюдно. Здесь проводится кросс. Я бегу на 3 километра и занимаю 3 место. По дороге домой слышим выступление Молотова: «ВОЙНА»!

В конце месяца у меня был острый приступ аппендицита. Оперировала меня студентка 4-го курса. Утром после операции уже садился, в середине дня пошел. На третьи сутки ушел домой из больницы.

Числа 8-9 июля получил повестку и был зачислен в 1073 стрелковый полк, во второй батальон, командиром минометного взвода.  Расчеты очень хороши – возраст 25-35 лет. Все семейные. Расположились в классе школы № 1 (теперь там есть мемориальная доска), изучаем материальную часть, готовимся к стрельбе. Закончив подготовку 18 августа, походным порядком уходим на Алма-Ата 1 по дороге на Талгар – 9 км, где в овраге остановились (сейчас в этом месте озеро).

Эшелон стоит на 14-ом пути. Много провожающих: жены, дети, родственники. До Москвы – «зеленая улица». Затем по Октябрьской железной дороге до Боровичей. Здесь высадка. Быстро проходим со станции и попадаем под бомбежку. Замаскировались под деревьями на кладбище. Затем многосуточный поход по лесам в направлении Крестцов. У реки Мста вкопались, находясь во втором эшелоне 52 армии. И снова первые стрельбы. Все втянулись в солдатскую жизнь.

панфиловская дивизия

5 октября по боевой тревоге погрузка в эшелоны и срочно под Москву. Заняли оборону в районе Волоколамска. Штаб полка находился в Новошурино. В октябре на нашем рубеже начались жестокие бои.

Силы были слишком неравными: 4:1 в их пользу, а огневая мощь – 10-15:1. Танки, самолеты – у них. У нас – стрелковое оружие. Поддерживали нас полковые пушки – 76-мм, гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Не густо. Но люди проявляли невиданную стойкость и мужество, смекалку  и творчество в тяжелом солдатском труде. Особенно отличались пулеметчики. Пулеметчик-джамбулец Михаил Алексеевич Тарада был грозным мстителем. На его счету – сотни фашистов. Он первым в полку получил награду – орден Ленина. А фронтовой поэт написал о нем песню, которую пела вся дивизия.

А.С. Трефилов вспоминал об одном из боев, где храбрость и мужество показал Павел Чулок:

«23 октября шли ожесточенные бои по всей линии нашего полка. В трудный момент вражеской атаки у деревни Красная Гора  вдруг заглох единственный пулемет во взводе. Тогда младший лейтенант Павел Чулок, бывший альпинист, по-спринтерски бросился по ходу сообщения, оттащил раненого пулеметчика, сам залег за пулемет и уложил около десятка атакующих гитлеровцев, остановив наступление»[1].

П.Г. Чулок продолжает воспоминания:

«Тяжелым был ночной бой за Ивановскую: несмотря на дождь и непролазную грязь мы выбили фашиста из села. В Волоколамске заняли оборону на северо-западе города в селе Возмищи. Но скоро пришлось отойти и занять оборону в лесу на развилке дорог на Ченцы и Ядрово.  Закопались, дорогу заминировали и напичкали «сюрпризами». Нас было немного – человек 20, в том числе офицеры Юнусов Гемат, Амбалов Петр, Богородницкий П. И здесь мы впервые увидели работу «катюш». Полетели огненные стрелы, затем раздался в городе грохот разрывов. Из Возмищ прибежали парнишки с известием, что немцы убежали. Мы побежали в город, подожгли бензобаки и элеватор с зерном, но все же пришлось вернуться в свой лес.

16 ноября началось новое наступление. На нашей минированной просеке подорвался танк. И немцы не решились втягиваться в лесную просеку. Они прошли юго-восточнее нас в направлении Московского шоссе. Вдоль шоссе Ржев-Москва шли тяжелые бои. Немцы бросили массу танков при поддержке авиации, желая быстрее вырваться на шоссе. Однако наши передовые части стойко отражали их яростные и многочисленные атаки. Наиболее известны – Дубосеково, Мыканино, Строково, Петелино и многие другие рубежи, на которых герои до конца выполнили свой долг. Мы понесли тяжелые потери убитыми и ранеными, потеряли нашего генерала, погибшего 18 ноября 1941 года в деревне Гусенево.

17 ноября постановлением ГКО дивизия стала называться 8-ой гвардейской и получила орден Красного Знамени за невиданную стойкость и мужество, проявленные в октябрьских боях. 18 ноября трагически погиб командир дивизии И.В. Панфилов, а 23 ноября по нашей просьбе дивизия стала называться его именем.

Нас вытеснили в северо-восточном направлении Шишкино  под непрерывной бомбежкой.

На шоссе перед Истрой нас подменила 78-ая дивизия генерала Белобородова. Истринское водохранилище переходили в верховьях по тонкому льду у села Пятница Берендея в районе станции Крюково – Кирпичный завод. Это наш последний рубеж обороны под Москвой – 41 километр до Кремля. Кирпичный завод, обжигательная печь, сараи для сушки кирпича, узкоколейка от печи к сараям. Закопались вокруг штабелей кирпича. Впереди в три ряда проволока, за ней два двухэтажных дома, затем площадь и за нею печь. Печь занял штаб полка. Тут же начали получать пополнение, от которого после боев остались единицы.

5 декабря получили приказ о наступлении. Мы первые получили почетное право наступать. Здорово помогли пушки. С трудом выбивали врага из каждого дома. Наконец перелом в нашу пользу – немец бежит налегке, бросая технику и награбленное добро. Преследуя противника, мы дошли до водохранилища и остановились на опушке леса. В приказе о наступлении было сказано – выбить немца из Крюково и остановиться в деревне Михайловка. Но наступать приятнее. И мы проскочили эту деревню и пошли дальше. За эту «самодеятельность» (нас нашли на третий день) мне обещали взыскание. К этому времени я возглавлял ГСБ (комбат 2-го батальона).

В лес, где мы стояли, полковый почтарь Анищенко Прокопий Васильевич привез на санях 105 посылок, присланных из дома. Несколько посылок получили лично бойцы, уцелевшие к этому времени. Почтарь спрашивает, что делать с остальными? Решили поделить на всех. Письма отдали политруку Амбалову П.М. для ответа, а остальное раздал старшина, поделив по-братски.

12 декабря нас вывели во 2-ой эшелон для пополнения на окраину Москвы в район Нахабино-Козино-Желябово и др. Здесь к нам стали прибывать офицеры, и я передал 2-ой батальон пожилому капитану Задорину Николаю Валерьяновичу, участнику 1-ой мировой и гражданской войны, полному Георгиевскому кавалеру и награжденному орденом Красного Знамени.

Несколько дней помогал новому комбату обучать пополнение, особенно лыжной подготовкой и действиям бойца на лыжах – стрельбе, метанию гранат. В конце декабря вызвали в штаб полка и приказали принять минометный батальон. Пришлось обучать не только солдат и сержантов, но и офицеров работе у миномета: материальная часть, установка, прицеливание, поправка, ведение огня – все, как у пушкарей».

Д. Абиюров, замкомандира 6-ой роты 19-го гвардейского полка (бывший 1073 сп), так вспоминает свои первые дни на фронте:

«В конце декабря 1941 года наш эшелон прибыл к месту назначения. Нас ждали представители полков дивизии. Я попал в минометный батальон 19-го гвардейского полка. В числе встретивших нас представителей полков был командир минометного батальона Павел Чулок, который при следовании к месту дислокации батальона повел нас не по близкой шоссейной дороге, а окружным путем по лесу, примерно 10-15 километров дальше, чем по шоссейной дороге. Он хорошо знал обстановку: шоссейная дорога часто подвергалась налету авиации противника, поэтому, не подвергая опасности вновь прибывших, выбрал дальнюю дорогу.  Оказалось, пока мы шли по лесу, дорога стала объектом двух массированных бомбовых ударов и пулеметного обстрела авиации. Благодаря продуманному действию Павла Георгиевича мы избежали потерь и благополучно добрались к месту назначения.

После краткосрочной подготовки, в середине января 1942 года батальон в составе 19-го гвардейского полка 8-ой гвардейской дивизии выступил на запад в направлении города Холм. Наступление шло в исключительно трудных условиях. Зима была суровая, глубокий снег, сильные морозы. Двигались пешком днем и ночью в полном вооружении. Люди настолько выбивались из сил, что спали на ходу. В пути нас донимала вражеская авиация. Помню, в ясный день, во время марша, на открытой местности на наш батальон налетели вражеские самолеты, начали бомбить и обстреливать из пулеметов. В результате из строя выбыло около 20 человек, в том числе был тяжело ранен командир батальона П.Г. Чулок.

В это время я находился возле него. Ему оказали первую помощь и направили в санитарную часть. Командир в батальон не возвратился. Он оставил о себе хорошую память, о нем вспоминали как о чутком, требовательном, знающем свое дело человеке. Встретил его ровно через сорок лет, в феврале 1982 года в городе Алма-Ата. В совете ветеранов Алма-Атинской группы 8-ой гвардейской дивизии» [2].

Павел Георгиевич вспоминает:

«Пришли подарки из Казахстана. Новый год встречали хорошо. Вручили подарки от имени ЦИК Казахстана. Получил Кировские часы, которые исправно идут до сих пор (1991 г.). Пришел новый комдив – генерал Чистяков. Солдатский телефон уже знал – выезжаем на северо-западный фронт. Приказал всем расчетам приобрести по 3 штуки детских санок (они нам сильно облегчили марши по первому снегу). 19 января 1942 года погрузились на станции Снегири, и по Октябрьской железной дороге выехали на новый фронт.

В Калинине получили продукты, овес, сено и вперед. Выгрузились на какой-то станции, сдали эшелон и пошли к месту назначения не по большаку, а по лесу. Примерно через час, когда мы уже двигались по лесной дороге, услышали страшную бомбежку вражескими самолетами. Если бы мы шли по большаку, то нам бы было несдобровать. Затем переход по замерзшему Ильменю. Как назло в конце января – начале февраля чистое небо, метровый снег, мороз 40-45 градусов.

3 февраля при переходе через реку Ловать у какой-то деревни попали под бомбежку, были потери. В тяжелейших условиях с жестокими боями прошли от станции Старая Русса до города Холма.

Освободили 250 населенных пунктов. Здесь отличился Тулеген Тохтаров, ставший посмертно Героем Советского Союза. За февральские бои дивизия награждена орденом Ленина».

Литература:

  1. Панфиловцы. Сборник воспоминаний ветеранов 8-ой гвардейской имени И.В. Панфилова стрелковой дивизии. – Алма-Ата: Жалын. – 1985. – 256 с. /19/
  2. Панфиловцы. Сборник воспоминаний ветеранов 8-ой гвардейской имени И.В. Панфилова стрелковой дивизии. – Алма-Ата: Жалын. – 1985. – 256 с. /233-234/

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.