А что, если Михаил Саакашвили захочет продолжить свою политическую карьеру в Казахстане?! Часть 2

Ведь наша страна представляет собой громадный актив в политическом «багаже» батоно Михеила. Он-то, наверное, помнит об этом

Часть 1.

Казахстан — это громадный актив в политическом «багаже» Михаила Саакашвили

А между тем тема «Михаил Саакашвили и Казахстан» представляется гораздо весомей и серьезней, чем кажущаяся сейчас очень актуальной тема «Михаил Саакашвили и Украина». А главное – совершенно неизвестно, какими новыми событиями она может пополниться в дальнейшем. Ожидать же, видимо, можно чего угодно с учетом того, что Казахстан сейчас все больше и больше втягиваться в роль «яблока раздора» между великими державами.

Итак, тема «Михаил Саакашвили и Казахстан» представляется гораздо весомей и серьезней темы «Михаил Саакашвили и Украина»? Вот посудите сами.

Михаил Саакашвили

Издание Interpressnews.ge опубликовало в 2010 году материал под названием «Military Expenditure in Armenia, Azerbaijan and Georgia Increased by more than 500 per cent according to SIPRI», в котором сообщалось следующее: «Стокгольмский международный институт по изучению проблем мира (Stockholm International Peace Research InstituteSIPRI) публикует исследование, проведенное доктором Паулем Холтомом, директором программы SIPRI по изучению передачи вооружений. Stockholm International Peace Research Institute — международный независимый институт. Он занимается исследованием конфликтов, вооружений, контроля над вооружениями и разоружения. Согласно исследованию «ARMS TRANSFERS TO EUROPE AND CENTRAL ASIA» — «Передачи вооружений в Европу и Центральную Азию», в 2004-2008 годах только зарегистрированный экспорт из Казахстана включал противотанковые ракеты в Грузию и два вертолета Ми-17 в Кыргызстан».

Еще в этой публикации со ссылкой на экспертов из названного института говорилось о том, что военный бюджет Грузии вырос с 39,8 миллиона долларов в 1999 году до 651 миллиона долларов в 2008 году. То есть – на 1540 процента или в 16,4 раза. Обращает на себя внимание и то, что именно за этот период Казахстан осуществил просто-таки колоссальные вливания капитала в грузинскую экономику и снискал славу крупнейшего иностранного инвестора Грузии.

Какая тут может быть взаимная связь? Она представляется самой прямой. О чем речь? Попробуем объяснить. В те времена, когда Казахстан только экспортировал нефть через Грузию, но еще не начал вкладывать огромные инвестиции в ее экономику, эта страна не могла позволить себе заложить не только в военный бюджет, но и даже в государственный бюджет в целом хотя бы 600 миллионов долларов. Не говоря уж о 651 миллионе долларов, которые она чудесным образом оказалась в состоянии расходовать на военные нужды уже в 2008 году.

По данным справочника The World Almanac and Book of Facts 2004, весь государственный бюджет Грузии в 2001 году составлял 554 млн. долларов, и страна, будучи не в состоянии хотя бы начать погашать как-нибудь долг перед туркменами за газ в размере $0,5 миллиарда, предлагала Туркмении взамен услуги и товары. В том числе – уже не пользующийся никаким спросом на постсоветском пространстве грузинский чай. В те времена эта страна, на которой висел пятисотмиллионный долларовый долг за уже использованный природный газ только от одной Туркмении, и помыслить, разумеется, не могла о том, чтобы ежегодно свыше полумиллиарда долларов тратить на военные нужды.

Потом Казахстан стал оказывать ей всестороннюю поддержку. Он пришел на помощь Грузии и в вопросе с организацией поставок газа. Грузинскую столицу Тбилиси Казахстан повторно газифицировал (обновил и модернизировал до предела изношенные мощности «Тбилгаза», практически безвозвратно потратив на это свыше полутораста миллионов долларов), а вот на газификацию своей столицы Астаны он никак не может найти денег. Интересы Грузии при Саакашвили, получается, оказались приоритетней. Правда, особой благодарности Казахстан не снискал. Но это – уже другой вопрос…

Однако до определенной поры считалось, что Казахстан оказывал Грузии только экономическую поддержку. О военных поставках отсюда туда какой-либо информации долгое время не появлялось. А потом такая новость обнаружилась.

Стокгольмский международный институт по изучению проблем мира является очень авторитетным источником. Так что можно и не пытаться оспаривать обнародованные им данные. Лучше обратим внимание на вопрос о том, насколько эффективно проявили себя грузинские средства противотанковой защиты или, если угодно, войны в ходе разразившегося в августе 2008 года конфликта России с Грузией.

В арсенале 58-й общевойсковой армии России перед ее направлением в Закавказье состояли 609 танков, а также порядка двух тысяч БМП (боевых машин) и БТР (бронетранспортеров). В ходе боев в Цхинвальском районе она, по данным, которые приводит агентство MediaNews, потеряла 105 танков, 81 боевую машину и 45 бронетранспортеров. Что означают такие данные? В военных конфликтах потери в БМП (боевых машин) и БТР (бронетранспортеров) бывают куда большими, чем потери в танках.

Как говорится, на то они и танки, что лучше защищены той же броней. Но в случае вторжения 58-й общевойсковой армии в Южную Осетию у нее потери в танках даже просто арифметически оказались более многочисленными, чем потери в БМП и БТР в отдельно взятом виде.

То есть определенно то, что в российско-грузинском военном конфликте наибольший урон своим соответствующим противникам с другой стороны нанесли именно те подразделения войск Грузии, которые были вооружены ПТУРами (противотанковыми управляемыми ракетами) и вели противотанковую войну. А как же иначе, если при столкновениях с ними 58-я общевойсковая армия России лишилась 17,2 процента всех танков, находившихся у нее на вооружении. Ведь при этом доля ее потерь в БМП и БТР оказалась порядка 6,3 процента, то есть почти в три раза меньше.

В общем, противотанковая оборона Грузии в той войне продемонстрировала среди разных родов войск этой страны наивысшую эффективность. Это было известно уже давно. Потом появились эксперты Стокгольмского международного института по изучению проблем мира с результатами своих исследований и заявили, что в Грузию перед той войной противотанковые ракеты поставлялись из Казахстана.

Невольно напрашивается такое сравнение. Казахстан является столь же ближним военно-политическим и экономическим союзником России, какой союзницей у США является Канада.

Российско-казахстанская граница является самой протяженной в мире двусторонней межгосударственной границей. Американо-канадская граница является второй самой протяженной в мире двусторонней межгосударственной границей.

А теперь представьте себе умозрительно такую ситуацию, при которой оказалось бы, что при высадке организованного военными США десанта в бухте Кочинос на Кубе в апреле 1961 года наибольший урон таким американским силам поддержки, как, скажем, авиация, нанесли системы ПВО, поставленные из Канады. Такое даже гипотетически недопустимо, не правда ли?! Потому что американцы, случись такое в действительности, вряд ли стерпели бы, так что последствия для канадского руководства оказались бы просто катастрофическими. Даже представить себе страшно, на что американцы могли бы пойти в таком случае.

Отсюда такой вывод. Те силы, которые тогда стояли за Михаилом Саакашвили, умудрились сделать так, чтобы ресурсы Казахстана сослужили хорошую службу Грузии под началом Михаила Саакашвили в ее противостоянии Российской Федерации.

Сейчас же в свете крайне осложнившихся отношений между Западом и Россией актуальна уже тема не Грузии, а Украины и Казахстана. Потому-то, видимо, теперь Михаил Саакашвили пытается вписать себя в контекст развития политических событий в Киеве. А что, если завтра тем, кто находится за его спиной, придет в голову идея «командировать» грузинского экс-президента в Астану с аналогичной целью. Ведь Казахстан представляет собой громадный актив в политическом «багаже» батоно Михеила. Он-то, наверное, помнит об этом.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.