Максимальное число нарушений антимонопольного законодательства наблюдается на рынках ГСМ, угля и производства яиц

Алматы. 27 февраля. КазТАГ — Максимальное количество нарушений антимонопольного законодательства наблюдается на олигопольных рынках, считает вице-министр национальной экономики РК Серик Жумангарин.

«Раньше проводились постоянные анализы рынков в плановом порядке. Но такой порядок – это нагрузка на бизнес. Сейчас они прекратились, но по итогам 2015 года мы выявили ряд так называемых олигопольных рынков, где нарушения проявляются наиболее часто», — сказал С. Жумангарин в ходе V евразийского антимонопольного форума во вторник.

Такими рынками, по словам вице-министра, являются рынок ГСМ, угля, производства яиц и ряд других. Если наблюдается резкий рост цен либо возникают различного рода дефициты, это сигнал к тому, что на рынке идет какой-то процесс, который является нерыночным, и в этом случае комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМЗКиПП) министерства нацэкономики проводит расследование.

«Например, рынок ГСМ — высококонцентрированный, количество игроков и доступ к ресурсам на нем ограничены, и поскольку нарушения повторяются часто, мы его постоянно мониторим, ежегодно проводим расследования, штрафуем ведущих игроков», – уточнил С. Жумангарин.

Так, он уверен, что «если бы не было антимонопольного органа, на табло АЗС казахстанцы видели бы совсем другие цифры — цены на ГСМ».

Вместе с тем в задачи КРЕМЗКиПП входит контроль над розничными ценами на другие энергоносители.

«Например, начальное ценообразование на газ, которое составляет 50-70% розничной цены, формируется министерством энергетики. Все остальное – транспортировка газа, конечная цена — регулируется КРЕМЗКиПП. У нас установлены пятилетние тарифы на 2015-2019 годы, но в них есть переменная составляющая, связанная с ежегодным изменением оптовых цен 1 июля каждого года. Здесь мы держим жесткий контроль, потому что с нами они в любом случае согласовываются, и в этот момент мы их значительно снижаем», — привел пример С. Жумангарин.