Куралай Узурова: Следующая зимняя Олимпиада станет «нашей» для фигуристов

К сожалению, команда фигуристов, в составе которой был бронзовый призер Олимпиады в Сочи Денис Тен и восходящие звезды Элизабет Турсынбаева и Айза Мамбекова, не взошли на пьедестал почета, хотя надежды на это были

Алматы. 5 марта. КазТАГ – Владимир Радионов. Закончившиеся неделю назад Олимпийские игры в корейском Пхенчхане принесли Казахстану единственную медаль – бронзу завоевала Юлия Галышева. К сожалению, команда фигуристов, в составе которой был бронзовый призер Олимпиады в Сочи Денис Тен и восходящие звезды Элизабет Турсынбаева и Айза Мамбекова, не взошли на пьедестал почета, хотя надежды на это были. Главный тренер по фигурному катанию Республики Казахстан Куралай Узурова говорит, что они показали все, что могли, и все основные победы у них – впереди.

Куралай Узурова

***

— Куралай Рахатовна, Вы довольны выступлением нашей команды. Но, если честно, ожидали большего? Что не получилось?

— Конечно же, ожидали большего, зная этих спортсменов, зная, на что они способны, и учитывая, что Денис Тен и Элизабет Турсынбаева – это топовые фигуристы, способные бороться за места на пьедестале. Все готовились по максимуму и хотели выступить на пике своей формы на Олимпийских играх, но, к сожалению, люди могут болеть, получать травмы и подойти на пике в этом случае невозможно. Денис выступал с травмой, поэтому не смог выполнить все элементы. Но все мы знаем, что это великий фигурист, который может стоять на пьедестале.

Получилось так, что все наши три олимпийских фигуриста оказались травмированы. Но я, зная этих спортсменов, учитывая, что они сильные личности, отношусь с уважением к тому, что никто из них не снялся со старта. А ведь можно было сняться с соревнований и спокойно сидеть на трибуне (в любом случае они получили квоты и у них были билеты), и получать удовольствие как зрители. Так или иначе, все выступили и показали все, что смогли. Поэтому я довольна результатом, особенно Лизы, потому что 12-е место – очень высокое. Конечно, она может занимать места и выше, но сложные прыжки ей было сложно выполнять из-за травмы. Лиза завоевала две квоты на Олимпиаду для нашей страны по итогам чемпионата мира в апреле 2017 года, это уже было достижение для нашей страны.

Очень достойно представила Казахстан и Айза Мамбекова. Подготовка Айзы велась в сотрудничестве с российским тренером Алексеем Мишиным. Но опять же помешала травма. В сентябре на тренировке в зале она получила перелом плюсневой кости на приземлении с прыжка. К Олимпиаде Айза успела восстановить только три прыжка. И стартов перед Олимпиадой было недостаточно — всего три старта.

— Фигурное катание – тот вид спорта, в судействе которого присутствует элемент субъективизма. Как Вы оцениваете судейство на прошедшей Олимпиаде?

— Когда спортсмен или тренер апеллирует к несправедливому судейству – в этом есть некая доля оправдания, что ли. Если спортсмен катается на голову выше остальных – засудить его очень сложно, есть же определенная таблица стоимости прыжков, уровней вращения.

Есть, конечно, мнения, что каждый судья тянет свою страну, создаются определенные блоки: Азия работает вместе, страны СНГ… Наверное, где-то это присутствует. Но если фигурист сделал все на две головы выше, какой бы блок ни существовал, засудить сложно.

Где-то, наверное, играет роль и политика. Если два спортсмена одинаково катают программы, но один из них — из Японии, а второй – из Казахстана, японцу сегодня дадут больше очков, потому что эта страна – более развита в данном виде спорта, больше сделала для фигурного катания, это так. Но Казахстан включился в этот процесс — у нас замечательно прошли Азиада и Универсиада, мы зарекомендовали себя как страна, которая может достойно провести крупные старты, но их недостаточно пока, чтобы быть в топе стран, как Россия или США, где большое количество спортсменов завоевали множество медалей.

Так что идем потихоньку, потому что после распада СССР все начиналось вообще с нуля. Может, кому-то это движение кажется медленным, но оно есть, динамика для Казахстана – колоссальная.

Меня спрашивали: «Почему Айза Мамбекова заняла 30-е место, она же чисто откатала?». Что сказать? Для себя она сделала очень хороший прокат. Во-первых, эта девочка только перешла из юниоров во взрослые, во-вторых, травма не позволила ей докрутить тулуп, сальхов в каскаде она сделала замечательно, но цена этих элементов невелика, поэтому такие оценки. Презентация программы, хореография, уровень владения коньком, связки между элементами в ее короткой программе были на высоком уровне.

На будущие старты мы будем планировать другие результаты, выступать намного, дай бог, лучше.

— Не сомневаюсь, что Элизабет и Айза будут бороться за участие в Олимпиаде 2022 года. А Денис? Он ведь хотел вообще закончить карьеру после сочинских игр.

— Это решать ему самому. Но его любовь к фигурному катанию настолько сильна, что он, может быть, будет радовать нас еще один олимпийский цикл. Мы видели Алену Савченко (Германия – КазТАГ), которая сейчас, в свои 34 года, взяла олимпийское золото в парном катании. Мы видели Каролину Костнер (Италия – КазТАГ), которая в возрасте «за 30» великолепно выступает, и так, как она, кататься вообще никто не может. Конечно же, прыгают молодые девочки, программы делают посильнее, но настолько женственно, как это делает Каролина Костнер, пока никто преподнести не может.

Так что возраст – не главное. Денису надо пожелать здоровья. И если у него будет все в порядке, я думаю, он сможет достойно выступить на следующей Олимпиаде в Пекине в 2022 году.

Если говорить о наших девочках – Айзе и Лизе – у них есть все шансы на ОИ-2022. По оценкам специалистов – Татьяны Тарасовой, Ильи Авербуха – Лиза молодец, очень грамотно идет к своим целям, прогрессирует с каждыми стартами, набирает форму. Если немногим раньше говорили, что она юниорка и представить ее во взрослом фигурном катании сложно, то сейчас Лиза взрослеет на глазах, и, думаю, ОИ-2022 будет ее Олимпиадой. А прошедшая, наверное, была скорее этапом, позволившим набраться опыта. Кроме Олимпиады она участвовала во взрослом чемпионате мира, этапах гран-при – это тоже основные старты, где нарабатывается опыт. Пройдя нынешнюю Олимпиаду, у нее будет немного другое отношение к подобным соревнованиям, на второй Олимпиаде она будет чувствовать себя более комфортно и уверенно.

— Наши ведущие фигуристы работают в основном с иностранными тренерами. Это считается нормой?

— Айза в основном в Казахстане катается. А относительно Лизы и Дениса… Конечно, работа за рубежом – это совсем другой уровень тренировки. Хочется не терять время, побыстрей прийти к тому тренеру, который воспитал уже не одного чемпиона, у которого наработана техника и виден результат его работы. И очень важно – наличие спарринг-партнеров, спортсменов, которые катаются рядом и на которых хочется равняться, у которых хочется учиться. Лиза катается на одной площадке с Юдзуру Ханью и Хавьером Фернандесом в группе (канадского тренера – КазТАГ) Брайана Орсера.

Управление спорта города Алматы очень помогает нашим ведущим спортсменам. Когда наши олимпийцы приезжают в Казахстан, они катаются на новых ледовых аренах. Это «Алматы Арена» и «Халык Арена». Мы не требуем конкретно своих часов, но в любое свободное время лед нам предоставляют бесплатно, и мы благодарны полученной возможности кататься на этих больших площадках.

— Но работа с иностранными специалистами насколько качественна, настолько и дорога. Государство помогает спортсменам?

— Поначалу спортсмены изыскивают средства лично, пока не дадут результатов хотя бы на юниорском уровне. Но когда спортсмен подает большие надежды, государство очень помогает.

— Наши олимпийцы-фигуристы – одиночники. А есть ли в Казахстане парное катание?

— К сожалению, пар высокого уровня у нас нет. Была одна пара танцевальная – Карина Узурова и Ильяс Али, занявшая 6-е место на Универсиаде 2015 года в Испании и 6-е место на Юношеских Олимпийских играх в Инсбруке в 2012 году. Но на сегодня они закончили выступать. Они оба были гражданами Казахстана, поэтому нам легко было выставлять их на все соревнования.

Сейчас есть юниорская пара – Гаухар Наурызова и Бойсангур Датиев, они тренируются у (российского тренера – КазТАГ) Александра Жулина, но мальчик пока — гражданин России, и мы ждем, когда он примет гражданство Казахстана. Гражданство обоих спортсменов – это обязательное условие для выступления пар на таких стартах, как Универсиада, Азиада и Олимпиада.

Вообще, парное катание – это отдельная история. Это очень травмоопасный вид спорта и абсолютно другие условия тренировки, необходим отдельный лед от одиночников. А мы для одиночников не всегда можем найти время. Да и мальчиков-фигуристов у нас не так уж много в Казахстане. Все идут в хоккей.

— Кстати, как у нас вообще налажен отбор молодежи, подающей надежды?

— Когда были государственные школы и бесплатный лед, отбор был нормальным и естественным процессом: из 500 начинающих мы выбирали 100, потом 50, и два-три лучших в итоге оставалось, и это были сильные, достойные спортсмены.

Сегодня, к сожалению, очень мало примеров, когда совпадают и физические возможности, и финансовые. Хорошо, что родители Дениса, Лизы и Айзы смогли помочь своим детям на этапе становления.

— Вы говорили, что надеетесь на лучшие выступления наших фигуристов в предстоящих соревнованиях. Какие старты ждут наших олимпийцев в этом сезоне?

— Предстоит чемпионат мира в Италии. Лиза планирует на нем выступать, Денис – если позволит здоровье. У Айзы сезон закончился. Поэтому будем готовиться к следующему сезону – это Универсиада в Красноярске в 2019 году, чемпионат четырех континентов, чемпионат мира, чемпионат Казахстана.

— Удачи! И спасибо за интервью!

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.