Выйду на улицу, гляну на аул… Как не закричать тут: люди, караул!

Из шкафов в министерстве сельского хозяйства посыпались старые скелеты: оказалось, что приписки в статистике мешают нашей стране реализовать экспортные амбиции. Более того, продовольственный рынок забит импортом

Приоткрыл этот шкаф вице-премьер и министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев, назначенный на эти посты 15 декабря прошлого года.

Он взялся было разобрать старые вещи, чтобы выяснить, где те пресловутые 60 тыс. тонн мяса, которые республика планировала еще в 2010 году отправлять на экспорт в Россию к 2016 году, но тут выпал первый скелет. Оказалось, что этого желаемого результата мы не достигли ни к 2016 году, ни к 2018-му. А все по одной простой причине: врал прежний министр сельского хозяйства, врала статистика.

«Помешало то, что до этого были приписки. 1 млн. голов скота не оказалось», — заявил глава ведомства.

Второй скелет он придумал сам, на ходу. Дескать, второй причиной срыва программы стало то, что она в основном была ориентирована на российский рынок, но после девальвации в России экспорт из Казахстана оказался невыгодным.

министерство сельского хозяйства

Стоит ли считать умозрительные «невыгоды», если мяса критически не хватает самим? Внутренний рынок Казахстана по-прежнему испытывает дефицит этого продукта, который восполняется за счет импорта.

Министр, правда, дефицит признает лишь отчасти, говоря о том, что в настоящее время 97% производимого в Казахстане мяса покрывает потребности внутреннего рынка. Формулировка какая-то странная – выходит, что на 97% мы обеспечиваем потребности в мясе своими силами, и лишь 3% импортируется. Так получается?

Впрочем, эту цифру можно понимать и по-другому. Производимого мяса в стране достаточно, 97% идет на удовлетворение потребностей казахстанцев, а 3% — на экспорт.

Двусмысленностей сложно избежать, когда говорят министры.

Но риторика такая, общепринятая. Чтобы никто ничего не понял. И чтобы к словам не придрались. Поэтому лучше вообще не строить никаких планов. Очень удобно и ненаказуемо.

Умирзак Шукеев, как глава приоритетного сектора национальной экономики, явно умывает руки: «Я не говорю, что мы обязательно ориентируемся на экспорт. Мы не хотим теперь такие индикаторы ставить – 50, 60 или 100 тыс. тонн. Время покажет. Главное, чтобы мясо было в стране, чтобы мы производили, и закрыть внутренний рынок, а куда экспортировать — это уже рыночная ситуация покажет. Вдруг тоже, как в России, окажется. Но мы знаем точно, что это мясо будет востребовано. Не Китай – так Вьетнам, не Вьетнам – так другое».

Короче, куда кривая вывезет…

***

За приписки, скажем сразу, никто не отвечать не будет. Вопрос об этом не стоит.

С апреля 2011 года по май 2016 года министерство возглавлял Асылжан Мамытбеков. До этого, с ноября 2008 года он возглавлял холдинг «КазАгро». Он производил впечатление компетентного специалиста. Как же мягко он стелил…

А по идее, был в курсе, насколько выполнимы обязательства. Но у него не хватило смелости сразу признать, что в сельском хозяйстве много «мертвых душ».

Если бы сегодня он по-прежнему возглавлял ведомство, а вице-премьер разоблачил его мифотворчество, Мамытбеков, возможно, был бы с позором снят с должности. Но сейчас наказывать некого – Мамытбеков добровольно ушел в отставку после скандала с земельным кодексом и на время (скорее всего) выпал из правительственной обоймы.

Так что акт сатисфакции, можно сказать, уже состоялся.

***

Декабрь 2013 года. Косман Айтмухаметов, начинавший свою карьеру трактористом и дослужившийся до акима Акмолинской области, торжественно докладывает главе государства о создании продовольственного пояса вокруг столицы.

Области несказанно повезло, что именно в ней обосновалась агрофирма «Родина», специализирующаяся на молочной продукции. Это гордость не только коллектива, но и области. Да что там – и страны в целом. Таких предприятий – раз-два, и обчелся. Нет их в стране. А в Акмолинской области – есть.

Акиму не стыдно. На этой ступени карьерной лестницы он задержится ненадолго, поднимется до уровня вице-министра теперь уже упраздненного министерства регионального развития, а затем обоснуется в кресле заместителя акима самой столицы!

***

Сентябрь 2016 года. «Косман Каиртаевич, какой эффект от продовольственного пояса вокруг столицы?», — спросил премьер-министр Сагинтаев у заместителя акима Астаны Айтмухаметова на заседании правительства.

Тот начал пространную речь, что работа ведется, организованы ярмарки. Премьер перебил, надеясь услышать, какой эффект дали те проекты, под которые выделялись деньги через КазАгро.

Но замакима не нашелся, что сказать, только глубоко вздохнул…

***

Апрель 2017 года. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратил внимание на недостаточную работу по обеспечению столицы собственным продовольствием: «Построенные в городе овощехранилища, коммунальный рынок, сеть торговых павильонов загружены недостаточно. Из восьми овощехранилищ два не работают, а остальные загружены на четверть. При этом только за прошедшие два года в Астану завезено импортного продовольствия на сумму более чем 42 млрд. тенге. В основном это та продукция, которую мы можем производить сами. Всё это говорит о том, что работа по развитию продовольственного пояса вокруг Астаны, по сути, провалена».

***

Апрель 2018 года. В таком же тоне высказался на этой неделе и депутат мажилиса парламента Тургун Сыздыков: работа провалена, и хотя ассортимент продуктов питания в Астане большой, он в основном импортного производства, практически нет овощей и фруктов, цены высоки.

Он даже слово-в-слово повторил сказанное президентом, про 42 млрд. тенге, хотя минул год. Но не в этом суть, а в другом.

Похоже, приходит время для власти собирать камни.

***

Как устроен реальный сектор, наши чиновники понятия не имеют. Хотя им, наверное, кажется, что они в этом доки.

Они придумывают различные программы – одна за другой, выбивают для них финансирование (это несложно – так сложились звезды, вернее, так сложена система), госбюджет щедрым дождем проливает на благодатную почву субсидии разного назначения (ну да, бывает, не по назначению попадают!), открывают рынки и ярмарки… А результата как не было, так и нет.

Простую истину не могут усвоить наши стратеги: реальный производитель желает, чтобы ему не мешали вести бизнес, чтобы налоговая служба не затягивала удавку на шее, чтобы многочисленные посредники и перекупщики прекратили свое существование как класс, чтобы можно было иметь надежные каналы сбыта, чтобы кредиты стали доступными. Условий слишком много, чтобы производитель наконец занялся реальным производством, перешагнув первобытную ступень выживания. До конкуренции еще далеко – это будет когда-то. Надо начинать с самого элементарного и малого.

Чтобы наконец появились продовольственные пояса вокруг мегаполисов и крупных городов, нужна политическая воля, и все, что мешает этой воле, этой свободе, должно быть стерто с лица земли: протекционизм импорта (он есть, не сомневайтесь!), коррупция и крышевание, любые поползновения на частную собственность и попытки управлять рыночными процессами. И, кстати, нельзя искусственно урбанизировать общество – такие попытки несколько назад уже были: сельское население – это не балласт, это потенциал для развития страны в целом.

Это самая сложная задача – вывести аграрный сектор из застоя, и на ее решение могут уйти годы, но нужно идти – шаг за шагом – и помнить: продовольственный пояс – это не пояс верности акимам, акимчикам, чинушам и откровенно криминальным группам и их шкурным интересам.

***

А что касается стратегических планов, то зря нынешний министр с/х не задает целевые индикаторы. Они нужны. Хотя бы для того, чтобы время от времени сверять, в правильном ли направлении движется отрасль.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.